Рабочая программа кружка «Творческая мозаика. Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «мозаика Перспективный план кружка «Чудеса из бумаги»




Цели программы:

  1. Формирование первоначальных трудовых навыков и навыков ручной умелости.
  2. Воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности.
  3. Развитие творческого потенциала.

Задачи программы:

  1. Формирование практических знаний по технике работы с бумагой.
  2. Формирование интереса к процессу создания работы.
  3. Формирование возможность проявлять свою индивидуальность в положительной деятельности.
  4. Создание положительного эмоционального настроя на конкретную деятельность.
  5. Воспитание аккуратности, дисциплинированности.
  6. Развитие умений работать в микрогруппе.
  7. Развитие творческого мышления.
  8. Предоставление возможности обмениваться знаниями.

Формы и методы:

Программа предусматривает применение как индивидуального, так и коллективного подхода в обучении детей. Предусмотрены следующие проведения занятий: беседа, объяснение, рассказы через наглядные просмотры, выставки детских работ, практические работы.

На занятиях преобладает коллективная деятельность детей.

Дети показывают мастер – класс и обучают других детей. Расширяется круг обучающихся. Такая работа обеспечивает общение детей друг с другом, повышает речевую активность и мыслительную деятельность. Ребята получают возможность думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить.

Работают дети каждый в своём темпе, который они определяют сами. Всё зависит от природных данных, от эмоционального состояния ребёнка в данный момент времени. Ребёнок может прервать работу в любое время, если он устал и отдохнуть, сколько ему нужно.

Все занятия с детьми проходят в атмосфере сотрудничества.

Условия реализации программы:

Материально – техническая база:

Помещение и оборудованное рабочее место;
- рабочий материал: цветная бумага, клей ПВА, ватман, простой карандаш, ножницы;
- наглядные пособия, детские работы.

Техника работы:

На ватман наносится карандашом рисунок, пейзаж, картинка. Затем подбираются цвета и нужные оттенки цветной бумаги. Дети самостоятельно цветовой рисунок разбивают на цветовые пятна и подбирают оттенки, тона, полутона для нужной детали. Они могут выбрать один или несколько видов оттенков данного цвета.

Технику мозаики можно выполнить двумя способами:

1 способ: Нарываются квадратные кусочки нужного цвета и размера. Намазывают небольшую площадь клеем и приклеивают кусочки бумаги.

2 способ: Нарываются в ширину листа узкие полоски нужного цвета. Небольшая площадь рисунка намазывается клеем. И приёмом обрывания, от полоски отрывается квадратик и сразу прикладывается к ватману.

Нужно помнить, что нельзя замазывать клеем большую площадь рисунка, так как клей быстро обветривается и засыхает!

Необходимо обращать внимание детей, на каком расстоянии наклеиваются квадратики. Это расстояние должно быть символическим, как – будто просвет, чтобы придать эффект мозаики.

Ребята должны тренироваться в обрывании ровных полосок. Белый, неровный край обрыва придаёт аппликации особую декоративность.

Литература:

  1. И.А.Лыкова “Пёстрые крылышки” ООО Издательский дом “Карапуз” 2007
  2. Энциклопедия “Искусство Византийского мира” М 2005
  3. Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняков”Уроки творчества. Учебник для второго класса”. Самара Корпорация “Фёдоров”1999
  4. Г.И. Перевертень “Самоделки из бумаги” М “Просвещение”1983

Планирование работы
“Мозаика из бумаги”

№ занятия Цель занятия Тема занятия
1. Познакомить детей с историей возникновения мозаики. Мозаика в жизни. Мозаика и мы.
2. Познакомить детей со свойствами бумаги. Знакомство с техникой мозаики “Мономозаика”. Квадрат Малевича.
3. Познакомить детей с техникой мозаики “Шахматка”. Корзина, короб, шахматная доска.
4. Познакомить детей с техникой мозаики “Акцентная мозаика” (выполнение контура основного предмета). Солнышко.
5. Закрепить у детей умения и навыки владения всеми видами техники мозаики. Плавающая рыбка.
6. Направить детей на самостоятельный выбор эскиза для будущей работы. Нанесение его на ватман, подбор бумаги по цвету, оттенку. Предподготовка к коллективной работе.
7, 8, 9 Учить детей самостоятельно выполнять работу. Коллективная работа.
10. Организовать выставку работ, подвести итоги и вручить именные сертификаты “Мастер мозаики”. Мастер мозаики.

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ»

Класс 1

Количество часов: всего 66 часа; в неделю 2 часа

Нормативно-правовая и документальная основа:

Закон Российской Федерации « Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

Пояснительная записка

В современном мире существует много разных способов заинтересовать и развить способности у детей: музыка,танцы, живопись, занятия спортом и др. Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал - бумага. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Программа кружка «Чудеса из бумаги» дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

    знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;

    овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;

    знакомятся со свойствами бумаги;

    учатся преимущественно конструкторской деятельности;

    знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.

Особенности содержания факультатива.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

-личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

-природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

-педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка).

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 66 ч (2 ч в неделю), 1 класс, является компонентом плана внеурочной деятельности.

Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой (техники оригами, квиллинг, торцевание).

В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;

формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,

бережному отношению к труду.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;

учиться корректировать, вносить изменения в работу;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;

выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.

Предметные результаты :

знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».

уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;

уметь соблюдать правила техники безопасности;

иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;

уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках;

уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

работа с шаблонами;

творческое конструирование;

показ образца выполнения последовательности работы.

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.

Возраст детей и сроки реализации программы .

Возраст обучающихся 7-11лет.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Программа каждого года обучения представляет собой завершающий блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная на 1,2,3,4 года обучения. Рабочая программа 1 года обучения рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).

Содержание программы 1 класс:

    Общее представление о бумаге, её свойствах и способах работы с ней. (3 ч)

Виды бумаги, ее свойства. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Гофрированный картон – особенности работы с этой бумагой. Образцы работы с гофрокартоном. Организация рабочего места. Техника безопасности. Основные правила работы с ножницами, правила организации рабочего места.

    Оригами: знакомство с техникой «оригами» , базовые формы оригами, модульное оригами. Конструирование из бумаги в технике «оригами».(25ч)

Бумага для изготовления работ в технике «оригами». Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Складывание базовой формы, анализ порядка действий. Базовые формы в «оригами»: Складывание базовых форм по образцу. Конструирование фигур животных, растений, насекомых с использованием различных базовых форм. Отработка складывания по образцу. Знакомство с понятием «модуля». Конструирование из модулей по образцу. Творческое оформление работ.

    Квиллинг: знакомство с техникой «квиллинг», приёмы работы с бумажными ленточками. Изготовление открыток, игрушек в технике «квиллинг». (17 ч)

Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы, анализ образцов, выполнение простых форм: капля, спираль. Применение разных форм в композициях, выполненных в технике «квиллинг». Игрушки в технике «квиллинг». Варианты работы с бумагой, составление композиции.

    Торцевание: знакомство с различными видами торцевания. Моделирование в технике «Торцевание».(12 ч)

Что такое «торцевание», виды торцевания: торцевание на пластилине, на клею. Обучение технике торцевания. Работа с шаблонами. Изготовление композиций в технике «торцевание». Творческое оформление работ.

    Коллективные творческие работы с использованием различных техник: оригами, квиллинг, торцевание (9 ч)

Выполнение творческих коллективных работ к различным праздникам: «День учителя»(осенняя композиция), «С Новым годом!», «С праздником 23 февраля», «Поздравляем с днём 8 Марта!», а также изготовление индивидуальных творческих работ по желанию учащихся с использованием различных техник: оригами, квиллинг, торцевание. Систематизация изученных приёмов работы с бумагой. Творческий отчёт, выставка лучших работ.

Календарно-тематическое планирование:

п/п Тема занятия Количество часов

    Виды бумаги, ее свойства. 1ч

    Организация рабочего места. Техника безопасности 1ч

    Бумага. Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». 1ч

    Оригами. Базовая форма «Треугольник». Щенок. 1ч

    Оригами. Мир животных: веселые мордашки: собаки, кошки. 1ч

    Оригами. Грибы: мухоморы. 1ч

    Оригами. Грибы: опята, боровики. Коллективное панно.1ч

    Оригами. Бабочки. Декоративное оформление изделия.1ч

    Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы. 1ч

    Изготовление простейших цветов в технике квиллинг. 1ч

    Квиллинг. Незабудка. 1ч

    Квиллинг. Ветка рябины. 1ч

    Коллективная работа. Осень. 1ч

    Оригами. Кленовые листья. 1ч

    Знакомство с техникой «торцевание». 1ч

    Торцевание. Коллективная работа. Изготовление плаката «Наш край» в технике «торцевание». 2ч

    Торцевание. Лесные звери: еж. 1ч

    Оригами. Лисица. 1ч

    Квиллинг. Одуванчик. 1ч.

    Оригами. Заяц. 1ч

    Гофрированный картон – особенности работы с этой бумагой. 1ч

    Занимательные игрушки в технике квиллинг. Лягушонок. 1ч

    Торцевание. Дерево. 1ч

    Оригами. Змея. 1ч

    Игрушки в технике квиллинг: медвежонок, змейка,(выбор детей). 1ч

    Торцевание на пластилине. Елочка. 1ч

    Модульное оригами. Елочка из треугольных модулей. 1ч

    Квиллинг. Снеговичок. 1ч

    Торцевание. Новогодние шары. 1ч

    Коллективная работа « С Новым годом!» 2ч

    Квиллинг. Снежинки. 1ч

    Оригами. Открытка «К Рождеству!» 1ч

    Оригами. Базовая форма «Воздушный змей». Варианты использования этой базовой формы.1ч

    Оригами. Сова. 1ч

    Оригами. Ворона. 1ч

    Торцевание. Кораблик. 1ч

    Торцевание. Домик. 1ч

    Оригами. Пароход. 1ч

    Квиллинг. Объемная игрушка: танк. 2ч

    Оригами. Открытка папе. 1ч

    Квиллинг. Открытка мамочке. 2ч

    Оригами. Закладка «Домик». 1ч

    Оригами. Цветок. 1ч

    Торцевание. Букет. 1ч

    Торцевание. Ягодка. 1ч

    Оригами. Самолет-истребитель. 1ч

    Оригами. Самолет. Варианты складывания. 1ч

    Квиллинг. Объемная игрушка. Ракета. 2ч

    Оригами. Закладка «Кораблик». 1ч

    Оригами. Бабочка. 1ч

    Оригами модульное. Стрекоза. 2ч

    Цветочные композиции в технике квиллинг. 2ч

    Торцевание. Бабочки. 2 ч

    Творческие работы детей по желанию. 1ч

    Итоговое занятие. Выставка лучших работ. 1ч

Материально-техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь следующие материалы:

    Цветную и белую бумагу формата А4,

    картон белый и цветной, гофрированный,

    клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: ножницы, карандаши простые, цветные карандаши, фломастеры, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Технические средства обучения.

1 Компьютер

2 Мультимедийный проектор

3 Колонки для компьютера

Экранно-звуковые пособия: презентации к урокам.

Литература

1. А. И. Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.

2. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,

3. Л. П. Васильева – Гангус.Уроки занимательного труда.М. 1979.

4. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.

5. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Мой мир. 2008.

6. С. В. Соколова. Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.

7. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.

Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.

8. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.

Интернет-ресурсы:

    http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml

    http://stranamasterov.ru

Программа "Мозаика" относится к художественно-эстетической направленности (декоративно-прикладной). Содержание программы включает художественную обработку бумаги, ткани, ниток, дерева, бросового и природного материала, пластилина. Цель программы - формирование активной творческой деятельности учащихся путем обучения практическим навыкам работы с природными и искусственными материалами, создание творческого потенциала для развития личности ребенка. Программа рассчитана для детей от подготовительной группы детского сада до 4 класса. Программа может быть интересна педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, учителям технологии и ИЗО, воспитателям детских садов. Программа уже апробирована на разных возрастных группах и показала результативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

город Ейск Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников г. Ейска муниципального образования

Ейский район

(полное наименование образовательного учреждения)

Утверждено

решение педсовета протокол №_1__

От «_30_»__08___20_10_г.

Председатель педсовета

Л.П. Крячко

Кружка «Мозаика» (работа с различными материалами) ________________

Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая

Ступень обучения (возраст) ______ 5лет 6 мес – 10 лет _________________

Срок реализации программы – 3 года ________________________________

Количество часов – 144 часа х 3 года = 432 часа ________________________

Педагог дополнительного образования – Соловьева Татьяна Евгеньевна __

г. Ейск, 2010

Пояснительная записка

Авторская программа кружка «Мозаика» (по работе с различными материалами) для детей 5 лет 6 месяцев - 10 лет составлена педагогом дополнительного образования Соловьевой Татьяной Евгеньевной на основе опыта занятий в кружках художественно-эстетической направленности. Программа рассчитана на 3 года обучения, 432 часа (2 раза в неделю по 2 часа ежегодно).

Дополнительная образовательная программа относится к художественно-эстетической направленности и основывается на достижениях мировой культуры, российских традициях, культурно-национальных особенностях региона.

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение детей приемам работы с различными материалами и инструментами и дает возможность выбора. Авторская программа носит личностно-ориентированный характер и составлена таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Содержание образовательной программы «Мозаика» быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности обучающегося и создание условий для ее самореализации. За период обучения в кружке учащиеся приобретают определенные знания и умения: о предметах труда (бумага, картон, природные и искусственные материалы, нитки, ткани), о физических, механических, технологических свойствах данных материалов; знания и умение пользоваться простейшими обработочными инструментами (ножницами, ножом, иглой, и др.), знание правил пользования инструментами, правил техники безопасности, круг знаний о трудовой деятельности человека в различных отраслях народного хозяйства, умение планировать трудовой процесс, выполнять простейшие чертежно-графические операции.

Используя на занятиях различные материалы (бумагу, картон, природные и искусственные материалы, ткани) и различные формы работы (сгибание, резание, склеивание, лепка), педагогу необходимо научить дошкольников и младших школьников изготавливать разнообразные продукты трудовой деятельности, соответствующие технологическим и эстетическим требованиям.

Знания, полученные на занятиях, помогают детям в школе на уроках труда, математики, природоведения.

Занятия кружка по работе с различными материалами строятся с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, а также с учетом скорости усвоения учащимися специальных навыков и умений. При необходимости материал и отдельные упражнения по выполнению той или иной работы могут повторяться.

Цель программы кружка: формирование активной творческой деятельности учащихся путем обучения практическим навыкам работы с природными и искусственными материалами, создание творческого потенциала для развития личности ребенка.

Задачи программы:

1) Образовательные:

Познакомить с физическими, технологическими свойствами природных и искусственных материалов, их видами, историей возникновения материалов и техниками их художественной обработки;

Научить приемам и техникам обработки материалов (мозаика, аппликация, спиралевидное приклеивание, лепка, вышивание, складывание, склеивание, резание из бумаги)

Формировать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе, творческое мышление.

2) Развивающие:

Развивать образное мышление, мелкую моторику пальцев, координацию движений, пространственное восприятия, цветовое восприятие, внимание, память, воображение

3) Воспитательные:

Воспитывать интерес к изготовлению предметов собственными руками, бережное отношение к природе и вещам, сделанными человеком, уважение к собственной проделанной работе и работе других людей,

Терпение, аккуратность, усидчивость, трудолюбие,

Эстетическое восприятие окружающего мира, творческое отношение к обычным вещам,

Сопереживание, коммуникабельность, дружеские отношения с одноклассниками.

На занятиях кружка расширяются представления детей об окружающем мире, ребята учатся внимательно вглядываться в различные природные явления, сохраняя целостность восприятия при создания поделок из различных материалов.

Выполнение поделок в технике «мозаика» на занятиях кружка способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Большое влияние оказывает труд на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы детей по изготовлению поделок, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются, и наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или собственному замыслу.

Занимательность работы по изготовлению поделок и аппликаций способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Мозаика из различных материалов в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Программа первоначально была разработана для учащихся 1-х классов, занимающихся в группах продленного дня, поэтому тематика и выполняемые изделия не повторяют программу трудового обучения, принятую учителями школы на уроках, а дополняют и расширяют ЗУН детей в области декоративно-прикладного искусства и созданию художественно-организованного пространства. Впоследствии были доработаны и апробированы занятия для неорганизованных групп и дошкольников.

Работа в кружке может быть индивидуальной, групповой и коллективной.

Продолжительность занятия зависит от возраста детей и соответствует требованиям САНПиНов (САНПИН 2.4.4.1251-03, утвержден постановлением Министерства здравоохранения РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов»): для дошкольников – 30 мин., для учащихся 1 классов – 35 мин., для детей 8-10 лет – до 40 мин.

В первый год обучения практикуются в основном объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, иногда частично-поисковые (занятия в форме игры или конкурса). Обучение второго и третьего года носит исследовательский, более самостоятельный характер. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление полученных знаний, умений и навыков.

Методы:

Словесные (беседа, рассказ, объяснение);

Наглядные (показ образца, раздаточный материал, показ предметных картинок и иллюстраций);

Практические (упражнение, опыты);

Демонстрация приемов выполнения и техник.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей в основу программы заложены основные принципы :

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Например, вырезание из бумаги предшествует вырезанию из ткани, вырезание деталей по шаблону следует после вырезания произвольных форм и т.д. Ткань – сложный материал для обработки в первом классе, поэтому пропедевтическими занятиями являются занятия по обработке бумаги.

2. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

3. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после 1-го года, 2-го года и 3-го года обучения в кружке.

Учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны знать:

1-й год обучения

Размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать;

Отделывать изделие из картона и бумаги красками,

Изготовлять мозаики и аппликации.

Размечать ткань по готовой выкройке,

Разрезать заготовки по прямой и кривой линии;

Выбирать материалы для изготовления отдельных деталей;

Определять наиболее рациональные способы соединения деталей между собой;

Способы наиболее рационального использования материалов;

Составлять композиции по рисунку и собственному замыслу.

Виды бумаги, ее применение в различных отраслях хозяйства, основные свойства (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге);

Инструменты и приспособления для работы с бумагой (линейка, ножницы);

Правила техники безопасности при пользовании ими,

Изделия текстильной промышленности: нитки, ткани, ленты, шнуры, их применение;

Способы соединения деталей из разных материалов (бумага, ткань, природные и искусственные материалы и др.)

2-й год обучения

Размечать с помощью трафарета и шаблона, разрезать ножницами, соединять при помощи клея, металлическими скрепками, прошиванием детали из бумаги и картона,

Отделывать изделия оклеиванием, аппликацией, красками;

Размечать ткань по выкройке, вырезать заготовки по прямой и кривой линии,

Выполнять шов «вперед иголку»,

Отделывать изделия вышивкой;

Составлять композиции по рисунку и собственному замыслу,

Выбирать наиболее рациональные способы изготовления и отделки, и выполнять их.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона,

Правила работы с ними,

Технические рисунки, работа по шаблону;

Инструменты и приспособления для работы с тканью и правила пользования ими;

Виды тканей, использование их при пошиве изделий различного назначения;

Правила и способы соединения деталей из различных материалов(бумага, картон, ткань, природный материал и др. материалы),

Свойства материалов, из которых будут изготавливать детали.

3-й год обучения

Изготавливать выкройку, размечать по ней ткань, обрабатывать края и сшивать детали,

Отделывать изделие вышивкой «крестик простой»,

Переносить рисунку на фанеру и наносить рисунки путем выжигания,

Инструменты и приспособления для работы с бумагой и картоном: циркуль, нож, ножницы, порядок работы с ними,

Виды тканей, происхождение, назначение, свойства,

Порядок работы и соблюдение ТБ при работе с выжигательным аппаратом,

Способы художественной отделки изделий из картона, фанеры, ткани.

Тематическое распределение часов

1-й год обучения (144 часа)

Всего часов

Теоретические

Практические

Вводное занятие

Материалы и инструменты

Природный материал

Пластилин

Соленое тесто

Волшебная бумага и картон

Ткань и нитки

Работа с разными материалами

Необычное рисование

Выжигание

Экскурсии

Итоговое занятие

Всего:

2-й год обучения (144 часа)

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Вводное занятие

Организация рабочего места

Пластилин и соленое тесто

Работа с гипсом

Работа с бумагой и картоном

Ткань и нитки

Выжигание

Экскурсии

Итоговое занятие.

Всего:

3-й год обучения (144 часа)

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Вводное занятие

Организация рабочего места

Элементы графической грамоты

Мозаика из природного материала

Работа с гипсом и соленым тестом

Бумагопластика

Ткань и нитки

Мозаика из различных материалов

Выжигание

Экскурсии

Итоговое занятие.

Всего:

1-й год обучения (144 часа)

1. Вводное занятие (2 часа)

2. Материалы и инструменты (2 часа)

3. Работа с природными материалами (24 часа)

Назначение и применение растительного материала. Виды растительного материала. Своеобразие внешнего вида: форма, цвет, поверхность и т.п. Приемы и способы выполнения аппликаций. Правила безопасности при работе.

Практическая работа:

4. Пластилин (12 часов)

Понятие «лепка». Приемы и техники лепки (растирание, скатывание шариков, сплющивание), изучение свойств пластилина, составление композиций из готовых объемных фигурок.

Практическая работа : фигурки из пластилина «Улитка в домике», «Пчелки», «Тортики», аппликация «Кораблик».

5. Соленое тесто (8 часов)

Понятие «соленое тесто». Изготовление соленого теста. Приемы лепки и раскрашивания соленого теста.

Практическая работа: Аппликация из соленого теста «Радужная рыба»

6. Волшебная бумага и картон (28 часов)

Практическая работа:

7. Ткань и нитки (16 часов)

Общие элементарные сведения о ткани, ее видах и свойствах. Демонстрация образцов различных тканей. Инструменты для работы с тканью. Приемы работы: аппликация из лоскутков ткани. Свойства ниток, их виды, особенности. Виды нитей различного происхождения (растительные, животного, искусственного). Технология работы из ниток: аппликация из резаных ниток, контурное приклеивание ниток, приклеивание по спирали. Вата и ее свойства. Аппликация из шариков ваты.

Практическая работа: аппликации, игрушки из ниток, полуобъемная игрушка из ткани.

8. Работа с различными материалами (24 часа)

Расширение знаний о различных материалах. Особенности и виды бросового материала. Швейная фурнитура (пуговицы, ленты, палетки, бусины, бисер, шнуры). Мозаика и игрушки из яичной скорлупы, технология выполнения. Аппликации из сыпучих материалов.

Практическая работа:

9. Необычное рисование (12 часов)

Нетрадиционные техники рисования. Рисование ватными палочками, губкой, штампы, выдувание.

Практическая работа: рисунки, открытки.

10. Выжигание (10 часа)

Свойства и предназначение древесины. Выбор фанеры, обработка. Копирование рисунков. Электровыжигатель, техника безопасности при работе. Оформление работ в цвете.

Практическая работа:

11. Экскурсии (4 часа)

12. Заключительное занятие (2 часа)

2-й год обучения (144 часа)

1. Вводное занятие (2 часа)

Значение кружковых занятий. Порядок и план работы. Показ готовых поделок, выполненных кружковцами в прошлом учебном году. Инструктаж по технике безопасности.

Общие понятия о материалах и инструментах, используемых в кружке. Правила пользования. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

3. Мозаика из природного материала (16 часов)

Назначение и применение растительного материала. Виды растительного материала. Своеобразие внешнего вида: форма, цвет, поверхность и т.п. Приемы и способы выполнения аппликаций, элементы художественного оформления изделий. Правила безопасности при работе.

Практическая работа: изготовление аппликаций из листьев, шишек, семян, орехов. Изготовление сувениров из ракушек.

4. Пластилин и соленое тесто (8 часов)

Понятие «лепка». Приемы и техники лепки (растирание, скатывание шариков, сплющивание), изучение свойств пластилина, составление композиций из готовых объемных фигурок. Понятие «соленое тесто». Изготовление соленого теста. Приемы лепки и раскрашивания соленого теста.

Практическая работа : фигурки из пластилина, аппликация из пластилина, аппликация из соленого теста «Радужная рыба».

5. Работа с гипсом (12 часов)

Технология выполнения изделий из гипса. Оформление работ, их предназначение. Понятие «барельеф».

Практическая работа: выполнение фоторамок, барельефов из гипса, аппликации и панно с использованием фигурок из гипса.

6. Бумагопластика (48 часов)

Виды и свойства бумаги и картона. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Знакомство с шаблоном. Изготовление деталей с помощью шаблона из бумаги и картона. Правила по технике безопасности. Оригами. Техника торцевания из жатой бумаги. Аппликация из рваной бумаги. Аппликация из геометрических фигур. Техника кручения салфеток.

Практическая работа: выполнение аппликаций плоскостных и объемных, мозаики, открытки к праздникам, игрушки-дергунчики.

7. Ткань и нитки (20 часов)

Общие элементарные сведения о ткани, ее видах и свойствах. Демонстрация образцов различных тканей. Инструменты для работы с тканью. Приемы работы: аппликация из лоскутков ткани. Свойства ниток, их виды, особенности. Виды нитей различного происхождения (растительные, животного, искусственного). Технология работы из ниток: аппликация из резаных ниток, контурное приклеивание ниток, приклеивание по спирали. Техника вышивания на картоне «изонить». Роспись на ткани, ее виды. Технология изготовления салфетки с бахромой, вышивание.

Практическая работа: аппликации, игрушки из ниток, полуобъемная игрушка из ткани, салфетка с бахромой, украшенная вышивкой.

Расширение знаний о различных материалах. Особенности и виды бросового материала. Швейная фурнитура (пуговицы, ленты, палетки, бусины, бисер, шнуры). Мозаика и игрушки из яичной скорлупы, технология выполнения. Аппликации из сыпучих материалов. Вата и ее свойства. Аппликация из шариков ваты.

Практическая работа: поделки, сувениры, аппликации.

9. Выжигание (10 часа)

Свойства и предназначение древесины. Выбор фанеры, обработка. Копирование рисунков. Электровыжигатель, техника безопасности при работе. Виды выжигания: точечное, контурное, смешанное. Оформление работ в цвете.

Практическая работа: выжигание предметных рисунков, разделочных досок.

10. Экскурсии (4 часа)

Экскурсии проводятся с целью расширения знаний учащихся о природе, технологических процессах, исходя из конкретных местных условий.

Анализ проделанной работы за год. Отбор экспонатов, оформление выставки детского творчества.

3-й год обучения (144 часа)

1. Вводное занятие (2 часа)

Значение кружковых занятий. Порядок и план работы. Показ готовых поделок, выполненных кружковцами в прошлом учебном году. Инструктаж по технике безопасности.

2. Организация рабочего места (2 часа)

Общие понятия о материалах и инструментах, используемых в кружке. Правила пользования. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

3. Элементы графической грамоты (10 часов)

Чертеж как язык техники. Технический рисунок, чертеж, эскиз. Линии чертежа. Способы переноса рисунка: на кальку, бумагу, картон, фанеру. Шаблоны и трафареты. Деление окружности на части. Орнамент-узор с ритмичным чередованием отдельных элементов.

Практическая работа: упражнения с применением чертежных инструментов. Работа с трафаретами и шаблонами. Техника безопасности при работе.

4. Мозаика из природного материала (16 часов)

Понятие «сюжетная мозаика». Особенности построения и выполнения сюжетных аппликаций. Своеобразие назначения и применения растительного материала. Приемы и способы выполнения аппликаций, элементы художественного оформления изделий. Правила безопасности при работе.

Практическая работа: изготовление сюжетных аппликаций из листьев, шишек, семян, орехов. Изготовление сувениров из ракушек.

5. Работа с гипсом и соленым тестом (12 часов)

Самостоятельная подготовка гипсовых фигурок к работе. Способы приготовления соленого теста, технология окрашивания. Эстетика в выполнении работ.

Практическая работа : окрашивание подготовленных форм из гипса, лепка панно и игрушек из соленого теста. Покрытие лаком.

6. Работа с бумагой и картоном (46 часов)

Расширение и углубление понятий о свойствах бумаги и картона. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей. Объемные модели и композиции, объемные аппликации. Декорирование предметов. Оригами. Модульное оригами. Оригами из кругов. Техника торцевания из жатой бумаги. Техника кручения салфеток. Квиллинг. Декупаж.

Практическая работа: выполнение объемных аппликаций, мозаик, открытки к праздникам, подвижных игрушек.

7. Ткань и нитки (20 часов)

Углубление знаний и совершенствование навыков работы с тканью. Технология изготовления мягкой игрушки. Техника вышивания на картоне «изонить». Роспись на ткани, ее виды. Технология изготовления салфетки с бахромой, вышивание гладью и крестиком. Техника вышивания лентами. Техника изготовления цветов из лент и ткани.

Практическая работа: изготовление панно, картин, изготовление мягкой игрушки.

8. Мозаика из различных материалов (20 часов)

Расширение знаний о различных материалах. Виды, свойства, предназначение материалов. Мозаика и игрушки из яичной скорлупы, технология выполнения. Аппликации из сыпучих материалов. Аппликация из шариков ваты. Мозаика из смальты, стекла. Мозаика из пайеток.

Практическая работа: поделки, сувениры, аппликации.

9. Выжигание (10 часа)

Совершенствование навыков выжигания. Виды выжигания. Оформление работ выжиганием. Оформление работ в цвете. Мотивы народных промыслов в оформлении разделочных досок.

Практическая работа: выжигание предметных и сюжетных рисунков, разделочных досок.

10. Экскурсии (4 часа)

Экскурсии проводятся с целью расширения знаний учащихся о природе, технологических процессах, исходя из конкретных местных условий.

11. Заключительное занятие (2 часа)

Анализ проделанной работы за год. Отбор экспонатов, оформление выставки детского творчества.

Мозаика – это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с использованием кусков цветных камней, осколков разноцветного непрозрачного стекла – смальты, кусочков бумаги, древесины, яичной скорлупы, опилок и т.д. техника изготовления таких украшений носит название «мозаика».

Искусство мозаики известно издавна. Древние египтяне еще 2000 лет до нашей эры украшали различные строения мозаикой. Множество примеров мозаичного искусства можно найти в Киеве (фрески Софийского собора), в Америке (искусство индейцев), в Бухаре и Самарканде. Мозаичные работы в Санкт-Петербурге создавал М.В. Ломоносов, который внес большой вклад в оформление Исаакиевского собора. В современную эпоху выдающиеся настенные мозаичные панно украшают метрополитены Москвы, Киева и других городов. Мозаикой оформляют внутренние помещения, наружные части зданий, стены, полы и потолки, что позволяет придать интерьеру неповторимость и торжественность.

Простота, новизна и декоративность мозаики радуют каждого, а особенно детей. Она пробуждает фантазию, учит мечтать и экспериментировать, знакомит ребенка с азбукой и важнейшими закономерностями композиции, помогает совершенствовать технические умения, создает благоприятные возможности для сочетания художественного и трудового обучения, организации индивидуального и коллективного труда.

Мозаика может выполняться на любой поверхности, например на бумаге, картоне, древесине, пластике. Для выполнения мозаики можно использовать все многообразие материалов. Мозаика может быть из бутылочных крышек, бусин , пуговиц , пластмассовых фишек, деревянных спилов веточек или спичек , магнитных кусочков, стекляшек, керамических кусочков, мелких камешков, ракушек , термо-мозаики, тетрис-мозаики, монеток, кусочков ткани или бумаги , зёрен, крупы , семян клёна, макарон , чешуек шишек, хвои, арбузных и дынных семечек, стружек от карандаша , птичьих пёрышек и т.д.

В творчестве человека природа и бросовый материал получает вторую жизнь. Поиск идей, замысла – это неслучайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс. Часто бывает, что замысел нуждается в необходимом материале, а иногда материал рождает замысел.

Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка .

Во-первых , в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение.

Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики , у ребенка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения.

В-третьих , мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Мозаика – это способ создания изображения из маленьких элементов. Мозаиками нередко называют аппликации . Но аппликация - такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные.

В план работы кружка включаются экскурсии. Они помогают развивать у детей воображение, наблюдательность, чувство прекрасного. Планируя экскурсии, руководитель определяет цель и задачи.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

В процессе работы над разнообразными поделками необходимо помнить о том, что оценка (устная) детских работ является средством воспитания и обучения. Поэтому объективность, похвала в оценке достижений каждого ребенка приобретает особое значение. После выполнения работ необходимо выделить лучшую работу, указать общие ошибки детей.

Для каждого ребенка по заданной теме может предусматриваться индивидуальная работа, но, чтобы дети проникались творческими идеями друг от друга, отдельные задания выполняются всей группой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Большой воспитательный потенциал может нести тематика занятий, а так же сами выполняемые детьми аппликации и поделки. Например, занятия могут быть приурочены к малоизвестным еще в России праздникам: День матери, День Мира, День Белых Журавлей, День пожилого человека. Так же можно запланировать изготовление открыток и поделок к традиционным праздникам: Масленице, Рождеству, Пасхе, Новому году и так далее.

Основная воспитательная цель, которую несут в себе данные праздники, - это воспитание патриотических чувств, уважение, любовь и бережное отношение к природе, жизнь в гармонии с природой, видение красоты окружающего мира. Воспитанию этих качеств помогает изготовление поделок, центральной частью которых выступают цветы, животные, уголки природы (лес, море) и изготовление поделок из природного материала.

Кружковцам на занятиях прививаются такие качества и черт характера, как добросердечность, эмпатия, участие, показывается ценность человеческой жизни, уважение к людям и результату их труда, дружественности и умение жить в коллективе.

Методическое обеспечение программы включает в себя календарно-тематические планы, разрабатываемые ежегодно для конкретной группы, планы-конспекты занятий, материалы для проведения бесед по трудовому воспитанию, наглядные образцы, выполняемых работ, технологические карты, мультимедиа презентации, методическую литературу. Формы контроля и подведения итогов работы

Первый год обучения

Наименование темы

Форма контроля

Сроки контроля

Вводное занятие

Беседа

В начале изучения курса

Материалы и инструменты

Опрос

Постоянно

Природный материал

Практическая работа

В конце изучения темы

Пластилин

Практическая работа

В конце изучения темы

Соленое тесто

Практическая работа

В конце изучения темы

Знания особенностей лепки из соленого теста, способы цветового оформления

Волшебная бумага и картон

Практическая работа

Во время изучения темы

Навыки работы с ножницами, клеем

Ткань и нитки

Практическая работа

В конце изучения темы

Работа с различными материалами

Практическая работа

Во время изучения темы

Умения составления композиции из мелких материалов

Необычное рисование

Беседа

В конце изучения темы

Знание нетрадиционных способов изодеятельности

Выжигание

Беседа

Во время изучения темы

Итоговое занятие

Выставка

В конце года

Качество выставочных работ

Второй год обучения

Наименование темы

Форма контроля

Сроки контроля

Какие знания и умения проверяются

Вводное занятие

Беседа

В начале изучения курса

Имеющиеся знания и умения, практические навыки

Материалы и инструменты

Опрос

Постоянно

Правила ТБ при работе с инструментами

Мозаика из природного материала

Практическая работа

В конце изучения темы

Умение подбирать природный материал для работы, условия хранения, приемы работы

Пластилин и соленое тесто

Практическая работа

В конце изучения темы

Умения выбирать приемы лепки в зависимости от замысла

Работа с бумагой и картоном

Практическая работа

Во время изучения темы

Умение выполнять работы в несколько последовательных этапов

Ткань и нитки

Практическая работа

В конце изучения темы

Знание видов ткани и ниток, приемов работы

Мозаика из различных материалов

Практическая работа

Во время изучения темы

Выжигание

Беседа

Во время изучения темы

Знание техники безопасности, приемов выжигания

Итоговое занятие

Выставка

В конце года

Третий год обучения

Наименование темы

Форма контроля

Сроки контроля

Какие знания и умения проверяются

Материалы и инструменты

Опрос

Постоянно

Правила ТБ при работе с инструментами

Элементы графической грамоты

Практическая работа

В конце изучения темы

Знания чертежных инструментов, умение выполнять чертеж

Мозаика из природного материала

Практическая работа

В конце изучения темы

Умение подбирать природный материал для работы, составлять композицию

Работа с бумагой и картоном

Практическая работа

Во время изучения темы

Знания различных приемов соединения деталей, умение красочно оформлять работы

Ткань и нитки

Практическая работа

В конце изучения темы

Аккуратность выполнения работ, знания приемов вышивания

Мозаика из различных материалов

Практическая работа

Во время изучения темы

Умения составления композиции из отдельных фрагментов

Выжигание

Беседа

Во время изучения темы

Знание техники безопасности, приемов выжигания, способы оформления

Итоговое занятие

Выставка

В конце года

Качество выставочных работ, оформительские навыки

Список литературы для педагога:

  1. Белякова О.В. Поделки из природных материалов. – М.:АСТ Москва, 2010.
  2. Бубнова Е.В. Безделушки для подружки. - СПб.: Тригон, 2007.
  3. Данкевич Е.В. Цветы из ткани. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.
  4. Деньченкова Л.В. Вышивка ленточками. – М.: Эксмо, 2009.
  5. Иванова Г.В. Подарочки для мамочки. – СПб.: Тригон, 2007.
  6. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
  7. Каченаускайте Л. Аппликация. – М.: ООО АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
  8. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  9. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
  10. Мир игрушек и поделок / Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич, 2000.
  11. Митителло К.Б. Большая книга подарков. – М.: Эксмо, 2005.
  12. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природного материала. – Ярославль, 2000.
  13. Перевертень Г.И. Волшебная флористика. – М.: ООО АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
  14. Пипер А., Фишер А. Поделки из бумажной бечевки. – М.: Арт-родник, 2007.
  15. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1998.
  16. Хоффман П. Поделки из коктейльных трубочек. – Издательство АРТ-РОДНИК, 2007.
  17. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. – Ярославль, 2003.
  18. Цветы оригами для любимой мамы / авт.-сост. Л.В. Иванова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  19. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки: Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фелоров», Изд-во «Учебная литература», 2005.
  20. Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
  21. Шабельникова Е.И. Поделки из пластилина. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010.
  22. Энциклопедия поделок для больших и маленьких. – М.: Росмэн-Пресс, 2007.

Список литературы для детей:

  1. Баранова И.А. Познай мир. – М.: Хатбер-Пресс, 2003
  2. Жданова Л.И. Альбом твоих аппликаций. – М.: Хатбер-Пресс, 2003
  3. Раскраски-узоры. – М.: Росмэн-Пресс, 2005
  4. Хамцова О. Кубанская азбука для детей и их родителей. – Краснодар: Перспективы образования, 2007
  5. Фаттахова Н.С. Посмотри и раскрась. – М.: Фламинго, 2005
  6. Журналы «Коллекция идей»

Средства обучения

1. Помещение и оборудование.

2. Рабочий материал:

Л.П. Крячко

СОГЛАСОВАНО

Методист по УР

Ю.В. Мельник

(подпись руководителя МС ОУ, расшифровка подписи)

Протокол заседания методического совета МОУДОДСЮТ г. Ейска

МО Ейский район

от ________________№ ______