Презентация всероссийский день воды в доу. Игра-презентация к Всемирному Дню воды.Внеклассное мероприятие. марта – Всемирный день воды




Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

День воды

Всемирный день водных ресурсов, который отмечают 22 марта, появился в календаре недавно - в 1993 году. И объявила об этом Генеральная Ассамблея ООН. А задача у праздника предельно простая - привлечь внимание всего человечества к вопросам освоения и сбережения водных ресурсов. Так, в разных регионах России проводится «Марафон чистой воды», который организует ГК Росводоканал. А в 2003 году ООН объявила 2005-2015 годы - Международным десятилетием действий «Вода для жизни». Выставки, лекции, экскурсии, конференции, проводимые организаторами действий, направлены на пропаганду рационального использования водных ресурсов.

Озеро Зюраткуль

Зюраткуль - самое высокогорное озеро в наших краях. Оно находится в Уральских горах, в Саткинском районе Челябинской области. Его глубина 4-5 метров. С башкирского языка Зюраткуль переводится как «сердце-озеро». В это озеро впадает несколько небольших рек: Большой Кыл, Малый Кыл, Черный Кыл и другие; вытекает река Большая Сатка. Озеро Зюраткуль окружают горные хребты, покрытые темно-хвойными лесами. В 1993 году здесь был создан Зюраткульский национальный парк.

благодаря высоким качествам воды производится подпитка нижележащего водохранилища расположенного у г. Сатки, которое используется для водоснабжения города. озеро имеет водохозяйственное, бальнеологическое и научное значение.

«ЗЮРАТКУЛЬ» , национальный парк, особо охраняемая природная территория. Образован постановлением Правительства России на территории Челябинской области в целях сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую и эстетическую ценность, для обеспечения регулируемой рекреации, исключающей ущерб природным объектам. Подчиняется Челябинскому управлению лесами.

Природа создала красивейшее место - озеро Зюраткуль. По своей красоте и удобному расположению в котловине гор оно отличается от всех других озер нашей области. Челябинский Облисполком 10 января 1961 года вынес решение, а в январе 1969 года вторично подтвердил, что озеро Зюраткуль объявлено памятником природы.

Река Гумбейка

Гумбейка (тат. Гөмбәй) - река в Челябинской области, левый приток Урала. Протекает через Нагайбакский и Агаповский районы.

Гумбейка - одна из самых крупных рек на юге Челябинской области. Протяженность реки – 202 километра. Любопытно, что только 7 рек в Челябинской области имеют длину более 200 километров (имеется в виду длина в пределах области), Гумбейка - одна из них. Гумбейка полностью протекает в пределах Челябинской области. Исток реки - в Урлядинских горах, у поселка Новоурлядинский, на высоте 586 метров.

Являясь степной рекой, Гумбейка после снежных зим разливается на всю долину, достигая и заливая дома деревень, образуя своеобразное море и на короткий срок позволяя жителям почувствовать себя как в Венеции, катающихся на лодках. В реке водятся: окунь, ротан, щука, ёрш, раки.

Наиболее крупные притоки Гумбейки - Кызыл-Чилик (протяженность – 62 километра), Солодянка (21 километр), Топкая (16 километров), Черная (12 километров)

Береговой ландшафт в основном типично степной. Встречаются невысокие горы: Малиновая (410 метров), Большая Березовая (396 метров), Янгыз-Каин (390 метров) и другие. Примечателен яр Батыртау (Богатырская гора) - памятник природы. Он находится в Нагайбакском районе, недалеко от поселка Требиятский, на левом берегу реки. Батыртау - это скальные выходы пород, чей возраст оценивается в 400 миллионов лет. Скалы круто обрываются к воде, что выглядит живописно. На берегах Гумбейки расположено немало населенных пунктов, самые крупные из которых поселки Кассельский, Остроленский (Остроленка), Первомайский и центр Нагайбакского района - село Фершампенуаз.

Как показывают результаты исследований, жизнь на берегах Гумбейки зародилась в незапамятные времена. На берегах реки неоднократно находили кости мамонтов. Кроме того, здесь обнаружены поселения и стоянки древних людей, могильники, курганы. Интересно, что все они сосредоточены на левом берегу Гумбейки. Особенно плотно они расположены на участке к югу от Фершампенуаза до поселка Заречный.


Цель: Расширение представления учащихся о роли воды в жизни человека, воспитание бережного отношения к пресной воде и водным ресурсам.

Задачи:

  • Показать значение воды в жизни человека
  • Воспитать рачительное отношение к пресной воде
  • Формировать ценностное отношение школьников к своему здоровью
  • Содействовать развитию навыков совместной деятельности

Оборудование: презентация “Вода-источник жизни”

Ход занятия

Слайд №1 “Вода – источник жизни”

Учитель: “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь...” Антуан де Сент-Экзюпери

Вода – самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете. Вода - основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на Земле - фотосинтезе. В последнее время возник острый дефицит пресной воды. Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Возникший дефицит воды связан также с загрязнением водоёмов промышленными и бытовыми стоками.

Слайд №2-№3 “Всемирный день воды”

Учитель: Всемирный день водных ресурсов, проводящийся ежегодно 22 марта, является уникальной возможностью напомнить всему человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.

Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?

Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день? Рационально ли мы используем ценный природный ресурс? Как надо относиться к воде?

На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

Учитель: предлагаю конкурс “Вода – источник жизни”

Задание: в своём мини-рассказе дать ответ на вопрос - для чего нужна вода?

(выслушиваются ответы учащихся)

Слайд №5 “Сколько воды необходимо для производства еды?”

Учитель: Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды в сутки. Но большая часть воды поступает в наш организм с пищей. Например, для производства 1кг говядины требуется около 100000 литров воды, а 1 кг пшеницы “обходится” в 1500 литров (смотреть данные таблицы) Таким образом, исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство.

Ученица: Я хочу рассказать о функциях воды в нашем организме.

  1. Регулирует температуру тела.
  2. Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.
  3. Помогает преобразовывать пищу в энергию.
  4. Помогает усваиваться питательным веществам.
  5. Защищает жизненно важные органы.
  6. Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности.

Слайд №6 “Интересные факты о воде”

Ученик: Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.

Слайд №7 “Почти четверть мировых запасов воды сосредоточено в России”

Учитель: Ребята, задумывались ли вы, как мы расходуем воду?

Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы относимся не экономно к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.

К чему может привести такое безответственное поведение?

При обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.

Ученица: В Российской Федерации принята целевая программа “Чистая вода”. Она предусматривает такие меры:

  • рациональное использование водных ресурсов;
  • обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
  • повышение уровня защищённости водных ресурсов;
  • принятие законодательных актов.

Ученица: Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте.

А что можем сделать мы?

Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:

  • Закрывайте кран во время чистки зубов.
  • Вовремя устраняйте протечки.
  • Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.
  • Не используёте токсичные удобрения в саду.
  • Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.
  • Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды

Слайд №8 “Вода для жизни”

Учитель: Я предлагаю всем викторину. На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.

Викторина “Вода для жизни”

1. Какое количество имеющейся на земном шаре воды годится для потребления человеком?

А -0,25 % Б- 2,5% В – 25%

2. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?

3. На какой вид человеческой деятельности затрачивается самое большое количество воды?

А – личная гигиена

Б – приготовление пищи

В – орошение

4. Сколько литров воды в день использует городской житель, если ему необходимо принять душ, помыть посуду, постирать одежду, спустить воду в туалете и т.д. ?

А – 2 – 5 литров Б – 100-300 литров В – 1000-1500 литров

5. Представьте, что из вашего крана капает вода. Сколько воды теряется из-за такого неисправного крана в сутки?

А - примерно 100 литров воды

Б - примерно стакан воды

В – примерно 6 литров воды

6. На изготовление чего используется больше всего воды?

А – шерсти

В – бумаги

7. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить килограммового цыплёнка?

А – 3,5 литра

Б – 3500 литров

В – 70, 00 литров

8. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить 1 кг риса и 1 кг говядины?

А – 1 кг риса: 19 л / 1 кг говядины: 100 л

Б - 1 кг риса: 190 л/ 1 кг говядины: 1000 л

В – 1 кг риса: 1900 л/ 1 кг говядины: 100000 л

9. Сколько людей во всём мире не имеют доступа к безопасным источникам воды?

А – 400 миллионов

Б – 1 миллиард

В – 4 миллиарда

1. Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.

Факт: 90% всей пресной воды содержится в ледниках и полярных льдах или хранится в водоносных слоях на большой глубине.

2. Озеро Байкал

3. 70% всей воды используется для орошения

4. Объём потребляемой воды жителем города составляет около 300 литров в сутки.+

5. Да, из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды.

Факт: если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

Д6. ля производства 1 литра пива требуется 25 литров воды.

Для производства 1 кг шерсти необходимо 150 литров воды

Для производства 1 кг бумаги требуется 300 литров воды.

7. 3500 литров = 1 кг цыплёнка – бройлера

Факт: Цыплёнок выпивает небольшое количество этой воды. Большая часть воды используется для того, чтобы вырастить для него корм.

Международные экологические акции в школе (7-9 классы) Издательство “Учитель” Волгоград 2005


Планета Вода

Загадки о Воде

Вода в музыке и литературе

Вода и ее свойства

Жизнь в Воде


  • Какая часть Земли покрыта водой?

Три четверти, 75%


  • Какой океан на Земле является самым большим, а какой самым маленьким?

Тихий океан и Северный ледовитый океан


  • Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды?

В Антарктиде


  • Какая часть от общего количества воды на Земле приходится на Мировой океан?

  • «Кот в мешке».

Перечислите основные части гидросферы?

Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере


  • Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется,

Из него вода не пьется,

Потому что невкусна –

И горька, и солона.


  • Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра

Не пищит и не кусает –

Просто так себе летает.

Снежинки


  • Он без рук и без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.


  • «Своя игра»

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.


  • Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.


  • Сколько лет рыбачил старик в известной сказке Александра Пушкина, пока не поймал золотую рыбку?

Тридцать лет и три года


  • Как называется известный балет Петра Чайковского, посвященный прекраснейшим водоплавающим птицам?

«Лебединое озеро»


  • О чем писал Гаврила Державин в этих строках?

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и серебра

Копит внизу, бьет вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит.

О водопаде. Стихотворение «Водопад»


  • «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь… ты самое большое богатство на свете». Назовите автора этих слов

Французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери


  • «Кот в мешке»

Закончите стихотворение Леонида Мартынова:

Вода благоволила литься!

Она блистала столь чиста,

Что – ни напиться, ни умыться,

И это было неспроста.

Ей не хватало ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало

И рыбы, жирной от стрекоз.

Ей не хватала быть волнистой,

Ей не хватало течь везде.

Ей жизни не хватало –

Дистиллированной воде


  • Какая вода вкуснее: водопроводная или родниковая?

Вода безвкусна: вкус который мы можем ощущать в воде, зависит от растворенных в ней веществ


  • Почему мокрое белье на морозе высыхает почти полностью?

На морозе жидкая вода замерзает и превращается в лед, но белье все-таки высыхает, так как твердая вода зимой в результате процесса испарения может превращаться в пар


  • «Кот в мешке».

Каково свойство воды, из-за которого выветриваются горные породы, крошится гранит, разрываются водопроводные трубы?

Расширение воды при замерзании, увеличение давления


  • Какое свойство воды обеспечивает жизнь в ней водных организмов?

Способность воды растворить многие вещества. Растворенный в воде кислород воздуха обеспечивает жизнь водным организмам


  • Какое значение для природы имеет высокая скрытая теплота плавления льда?

Это спасает нас от катастрофических весенних наводнений


  • Дайте характеристику условий жизни в водной среде.

Плотная среда, недостаток света, ограниченное количество кислорода, слабые перепады температуры


  • Почему в водной среде обитают самые крупные и тяжелые животные?

В водной среде выталкивающая - архимедова сила позволяет значительно компенсировать силу тяготения


  • Поверхностный слой морской воды густо заселен организмами. Как вы думаете, почему?

Это теплый и хорошо аэрируемые слой воды


  • Сильное «цветение» вод, наблюдаемое иногда в прудах, сопровождается замором рыбы. Объясните это явление.

Цветение воды - это массовое размножение водорослей и цианобактерий. Размножение отмирающих водорослей и бактерий вызывает острую нехватку кислорода в водоеме. Органические вещества претерпевают бескислородное разложение, в результате чего выделяется метан, аммиак и сероводород - газы, губительные для рыб и других водных обитателей. Кроме того, некоторые сине-зеленые при жизни выделяют ядовитые вещества


  • «Вопрос-аукцион».

Известно, что на глубинах свыше 1000 м. Водные обитатели живут в полной темноте, поскольку солнечный свет не способен проникать сквозь такую толщу воды. Объясните, почему же среди глубоководных рыб у многих развиты органы зрения.

Развитие органов зрения у глубоководных рыб связано с тем, что многие животные глубин способны светиться. Обычно свечение возникает в результате соприкосновения секрета светящихся клеток с водой, у ряда рыб свечение вызывают симбиотические организмы


Эликсир жизни

Растворы

Легенды и действительность

Краеведение

Экологический мониторинг


  • Сколько дней человек может прожить без воды?

Максимум 7 дней


  • Биохимики шутят: «Жизнь – это одушевленная вода». А сколько воды в организме человека?

  • «Своя игра»

Какую воду иногда называют живой?

Полученную после таяния льда


  • Как называется целебный напиток из воды, в состав которого входят натуральные компоненты трав, экстракты плодов.

  • Какому известному художнику принадлежат следующие строки: «Воде дана волшебная власть – стать соком жизни на Земле»

Леонардо да Винчи


  • Каких элементов не хватает в воде во многих районах Татарстана?

Йода и фтора


  • В древние времена римский император приказал бросить в воды этого моря рабов, скованных железными цепями, но они не утонули. О каком море идет речь, почему в нем не тонут?

Мертвое море. Является исключительно соленым – в одном литре воды содержится более 35 граммов солей, это и не дает потонуть


  • В одном литре воды этого моря содержится 16 граммов солей: это почти в два раза меньше чем в других морях и океанах. Какое море считается самым пресным?

Каспийское море


  • Если бы удалось выделить золото из этого раствора, то его пришлось бы по 3 килограмма на каждого жителя Земли. Где же находятся такие запасы драгоценного металла?

В водах Мирового океана, однако добывать золото из морской воды нерентабельно


  • «Кот в мешке».

Вопреки утверждениям фирмы о том, что рецепт этого напитка никому не известен, журнал «Нату» опубликовал его состав: 84%-вода; 3,6 – углекислый газ; 125% - сахар; 0,2% - жженый сахар, который придает напитку цвет; 0,2% кофеин и небольшое количество растительных экстрактов. Что это за напиток?

Кока-кола


  • Как звали бога моря у древних греков?

Посейдон


  • По легенде она родилась из морской пены.

Афродита


  • У древних народов вода считалась символом плодородия и…

Бессмертия


  • «Вопрос-аукцион»

В Средние века алхимики приписывали воде совершенство и обозначали воду в виде этой геометрической фигуры. Какой?

В виде равностороннего треугольника, одна грань которого наверху


  • В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеобразный фонтан. Какому богу посвящался этот храм?

Богу воды


  • В долине какой реки расположен город Альметьевск?

В долине реки Зай


  • 7 августа 1939 года недалеко от села Верхний Акташ Альметьевского района на колхозном поле под трактором СТЗ внезапно провалилась земля. Образовалась воронка глубиной 52 метра. Сегодня это озеро округлой формы и глубиной 28 метров. Как оно называется?

Акташский провал


  • «Кот в мешке»
  • Почему Каму можно считать главной рекой Татарстана?

Из всех больших рек на территории Татарстана Кама имеет наибольшую протяженность – 380 км


  • Две реки с примечательными названиями впадают в «Каму» почти напротив друг друга. Что это за реки?

  • «Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, а все-таки до сего дня с любовью помню тихое темное озеро», - вспоминает Федор Шаляпин. О каком озере Татарстана идет речь?

  • Главными загрязнителями мирового океана являются именно эти вещества.

Нефть и нефтепродукты


  • «Вопрос аукцион»
  • Известно, что составляющие нефть вещества в основном не растворимы в воде и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

Нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой пленкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой


  • Может ли повлиять вырубка лесов на состояние рек?

Да, произойдет сокращение водоносности рек


  • Каковы могут быть последствия техногенного загрязнения человеком водоемов?

Уменьшится содержание кислорода, снизится способность водоема к самоочищению, сократится численность видов


  • Опишите, в чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений

Даже самые совершенные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит ее загрязнения


Светлана Анатольевна

Для детей старшей и подготовительной группы.

Составила : воспитатель МБДОУ № 107 Вылигжанина Светлана Анатольевна

Цель : Активизировать знания детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т. д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде , обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Создать для детей радостное настроение.

Игры с водой - это генератор хорошего настроения для детей, а еще - один из самых приятных способов обучения.

Материал : картины с изображением реки, озера, моря. ручья, бумажные капельки, прозрачные стаканы, два шприца без иголок, две губки, сахарный песок, соль, растительное масло, чайные ложечки, лед, зеркало, комнатные растения, чайник с кипящей водой.

Материал : картины с изображением реки, озера, моря. ручья, бумажные капельки, прозрачные стаканы, два шприца без иголок, две губки, сахарный песок и растительное масло, чайные ложечки, лед, зеркало, комнатные растения,два мольберта.

Ход игры:

Здравствуйте, ребята. Сегодня всемирный день воды . Мы с вами должны стать участниками празднования этого замечательного дня.

Бывает вода в состоянии разном.

В жидком, твердом. Даже в газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Мы сегодня с вами узнаем в каком состоянии может находиться, вода.

Только вода, единственное существо, на свете которое может находиться в трех состояниях : жидком, твердом, газообразном.

Сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Мы проведем с вами опыты с водой.

Опыт 1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет) . Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да) .

Вывод : вода прозрачная.

Опыт 2. У воды нет вкуса .

У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная) .

Вывод : у воды нет вкуса .

Опыт 3. У воды нет запаха .

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет ) . Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод : чистая вода не имеет запаха.

Опыт 4. Вода не имеет собственной формы

Налить воду в чашки, блюдца, баночки. Какую форму она принимает? Вывод : вода принимает форму того предмета, в который её наливают.

Опыт 5. Лед - это твердая вода.

Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение комок снега и кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит. Вывод : лед, снег - это тоже вода.

Удивительная загадка природы : каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой неповторимый рисунок, то есть, нет одинаковых снежинок.

Опыт 6. Лед легче воды .

Что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Лед плавает в воде. Вывод : Он легче воды , поэтому и не тонет.

Опыт 7. Растворяется - не растворяется

Смешиваем воду с солью, сахаром, чаем, кофе и крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа – тонет, подсолнечное масло не растворяется и остается сверху и т. д.

Опыт 8. Возьмите два листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.

Опыт 9. Делаем облако.

Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.) . Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя .

Опыт 9. Яйца в воде - опыты с плотностью.

Три стакана с солью с сахаром и простая вода, в каждый стакан опускаем яйцо.

Опыт 10. Поющий бокал.

Мокрым пальцем провести по краям стакана. Высота звука, зависит от величины бокала и толщины его стенок. Подобрать несколько стаканов от самого низкого до самого высокого. Изменить звук можно подливая воды в стакан .

Можно воду заколдовать.

1. Растворяем в воде тушь, перемешиваем, вода окрасилась. Если в раствор туши добавить толченый активированный уголь, вода вновь станет прозрачной.

2. Растворяем в воде крахмал, капаем несколько капель йода, перемешиваем, вода окрасилась. Если раствор нагреть (опустив стакан в горячую воду) раствор становиться прозрачным, а если раствор охладить (опустив стакан в холодную воду) раствор опять окрасится.

3. Газ вода в пластиковой бутылке, поместить на три часа в морозилку, вода должна остаться в жидком состоянии. ("Сверх охлаждение" это склонность воды оставаться жидкой , даже будучи охлажденной до температуры ниже точки замерзания.) Достав бутылку из морозилки, показать детям,что вода в бутылке в жидком состоянии. Ударяем дном бутылки о стол (когда процесс кристаллизации запускается) можно наблюдать, как охлаждённая вода в одно мгновение "превращается" в лед.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру : «Земля, вода, огонь, воздух» .

Играющие : становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов : земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!» , тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

(Включить запись «журчание воды » )

Ребята, слышите, что это такое? (подходим к картине с изображением ручейка)

А что льется в ручье? (вода)

Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, бежит, течет)

Если вода льется, переливается, значит, вода какая? (жидкая)

В ручье живет вода. Прикрепим капельку к нему.

Ребята, давайте капельками отметим, где у нас в зале живет вода (ходим по залу, приклеиваем капельки в те места, где живет вода)

Загадки : А сейчас мы с вами отгадаем загадки.

Без языка, а говорит.

Узнаете меня. (Ручеек)

Дождь прошёл, а я осталась

На дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались

На потеху детворе.

Но до завтрашнего дня

Солнце высушит меня.

(Лужа)

Сперва – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

Не пешеход, а идет

Мокнут люди у ворот.

Ловит дачник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

Он как алмаз :

И тверд, и чист, на солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз, снежные узоры на окне - тоже вода.)

На дворе переполох :

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (град)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (роса)

Эстафета. Один ребенок выполняет по одному заданию.

1. Удочкой-черпаком ловим рыбку. Вылавливаем из таза шарики.

2. Переселяем водичку из одной посуды в другую при помощи губки.

3. Спаси рыбку. Рыбка не может жить без воды . Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду будем набирать шприцом без иголки, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия.

4. Столкнуть соперника с болотной кочки. Два игрока стоят на одной ноге в обруче, по сигналу ловкими движениями стараются вытолкнуть друг друга.

5. Прохождение болота. Два обруча с их помощью надо преодолеть "болото". Группы из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта нужно вернуться бегом. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно "утонуть".

6. Потушить пожар. По пять человек в каждой команде, передовая ведро (без воды )

7. Подводное плавание. Бег в ластах, делая движения руками как при плавании.

8. Нарисуй портрет воды (снежинка, сосулька, море) на мольберте, групповой рисунок.

Показ мультимедийной презентации о воде .

Пришла пора прощаться с вами. Мы подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного. Вода-это то, без чего человек и все живое на земле не сможет существовать. Вода источник жизни.


Тема: «Вода - источник жизни на Земле!»
Цель: сформировать экологическую культуру детей.
Задачи:

1. Сформировать представление о роли воды;
2. Рассмотреть проблемы загрязнения и охраны вод;

3. Воспитывать бережное отношение к рекам, озерам и другим водоемам.

Ход занятия:

КЛАССНЫЙ ЧАС НАЧИНАЕТСЯ С ПРОСМОТРА ОТРЫВКА ФИЛЬМА О ВОДЕ.

Здравствуйте, дорогие ребята и преподаватели Школы искусств!

Сегодня мы поговорим на очень волнующую тему. Отгадайте загадку, и вы поймёте о чём пойдёт речь:

Что в гору не вкатишь

В решете не удержишь

И в руках не унесешь (Вода)

ВКЛЮЧАЕТСЯ ПЕРВЫЙ СЛАЙД

Действительно, мы сегодня будем говорить о воде.

« Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…» (Антуан де Сент-Экзюпери)

22 марта – Всемирный день водных ресурсов. Этот день является уникальной возможностью напомнить человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.

Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?

Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день?

Бережно ли мы используем ценный природный ресурс?

На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе нашего классного часа.

Водная стихия – прекрасная, неповторимая, манящая стихия. Много произведений искусства посвящено воде. По- разному отразили художники, скульпторы, водную стихию в своих произведениях. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

КАРТИНЫ О ВОДЕ. ПОКАЗ СЛАЙДОВ

И. Айвазовский «Среди волн»

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

К. Коровин. «Венеция»

В. Поленов. Заросший пруд.

В. Стожаров «Псков. Кремль.»

Большой каскад. Петергоф. г. Санкт-Петербург

  • Архитектурное решение и скульптурное оформление Большого каскада подчинены четкому замыслу - показать утверждение морской мощи России. 64 фонтана, 255 бронзовых скульптур, барельефов, и многих других декоративных деталей ставят Большой каскад в число самых крупных фонтанных сооружений мира.

Л. Бернини. Фонтан четырёх рек.

  • Фонтан символизирует силу и мощь Италии. Композиция составлена весьма оригинально. Это четверка самых больших рек мира с каждого континента.
    Европа – это Дунай, Азия – Ганг, Африка – Нил, Америка – Ла-Плата.

Музей воды (Г. С. – Петербург)

  • Экспонаты, макеты и мультимедийные экспозиции музея воды рассказывают об истории, современном состоянии и перспективах водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, использовании воды в быту, состоянии водных ресурсов. В музее посетители узнают много нового о важнейшем веществе в природе - Воде, в которой зародилась жизнь. Взаимоотношения человека и воды представлены на примере развития системы водоснабжения Санкт- Петербурга.

Ребята, скажите, для чего нам нужна вода? (Ответы учащихся: Мы пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, различные виды спорта: хоккей, катание на коньках, плавание)

БЕЗ ВОДЫ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ НЕВОЗМОЖНО СУЩЕСТВОВАНИЕ ЖИВОГО МИРА:

  • Растения на 30- 90% состоят из воды, например: в помидорах-91 %, картофеле- 78 % , яблоках – 85 %, капусте – 94 %
  • животные - на 75%
  • Взрослый человек на 64 % (по массе) состоит из воды, ребёнок- на 85 %, в крови – 73 %- 80 %, в костях –22 %, если человек потеряет 7% воды, наступает обморок, а если 11%- остановится сердце
  • Чтобы принять душ, помыть посуду, постирать одежду городской житель использует 300 литров воды в сутки
  • Представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗЕМНОГО ШАРА

  • Около 70% земного шара занимает вода, но 97 % вод - солёные, 3 % - пресные. Из них 2/3 - во льдах Антарктиды. Т.О. Остается 1 % чистой питьевой воды.

Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер.

Вода нужна всем. Вода – это жизнь. Почему же появилась проблема «водного голода»? Разве маловоднее стали реки, моря, меньше выпадает осадков? Нет! Причин несколько: это возросшая потребность человечества в воде - в древности человек потреблял 12- 18 л. воды в день, сейчас – 400-600л. Потребляем то мы чистую воду, а возвращаем природе загрязнённые стоки. И чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше. Цена на питьевую воду растёт с каждым годом. А причина всё та же – загрязнение. Воду многих рек пить нельзя. Поэтому в Голландии давно продаются бутылки с обыкновенной водой… из Норвегии, да и в Москве и других городах России вода теперь тоже продаётся.

Ребята, а сейчас небольшая викторина «Вопрос – ответ». Готовы?

ВИКТОРИНА: “РЕКИ, ОЗЕРА, МОРЯ И ОКЕАНЫ”

  • Сколько на нашей планете океанов? (4)
  • Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
  • Белое, Красное, Черное, Жёлтое – что это? (Название морей)
  • Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мертвое море)
  • У какого водоёма бывают рукава? (Река)
  • Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
  • В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
  • Какие стихийные явления, связанные с водой, вам известны? (наводнение, цунами, засуха)

КАКАЯ БЫВАЕТ ВОДА?

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озёрная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная.

Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная…
Ну, в общем, очень разная.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРЕСНЫХ ВОД (ВКЛЮЧАЕТСЯ СЛАЙД)

  • Загрязнители попадают в пресную воду различными путями: в результате несчастных случаев, намеренных сбросов отходов, проливов и утечек.
  • 80 % заболеваний людей в мире вызваны из-за сброса неочищенных сточных вод в водные источники. В сельской местности проблема качества воды стоит очень остро - около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.
  • Большой вред пресной воде наносят фермерские хозяйства, удобряющие почву. Попав в реку, навозная жижа может стать причиной серьёзной экологической катастрофы, так как её концентрация в 100 раз больше, чем у сточных вод, обработанных на очистных сооружениях.
  • Ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти

ПОКАЗ СЛАЙДА О КОГАЛЫМЕ (ЗАГРЯЗНЕНИЕ НЕФТЬЮ)

КАКАЯ ВОДА САМАЯ ПОЛЕЗНАЯ?

Самая замечательной и приносящей однозначно пользу является вода из родников. Земля, на которой находится родник, абсолютно точно считается экологически чистой.

Вода - необыкновенное богатство, ее нужно ценить и беречь!

СЛАЙД

Давайте вспомним простые правила, чтобы сохранить воду и чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой.

Закрывайте кран во время чистки зубов.

Вовремя устраняйте протечки.

Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.

Не используёте токсичные удобрения в саду.

Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.

Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды

Много веков назад вода попала к нам из космоса. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Если исчезнет вода - исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной. Берегите воду!

И в заключении нашего классного часа, учащиеся музыкального отделения подготовили для вас небольшой концерт, и я предлагаю вашему вниманию посмотреть на выступление наших ребят.