Притча о дружбе. Короткие притчи о дружбе для детей. Притчи для детей Притчи о дружбе короткие




«Ничто не может

так вдохновлять людей

и помогать им, как дружба».

Ба Цзинь.

Тема: «Притчи о дружбе»

Цель: формирование нравственных качеств обучающихся.

Задачи: 1) помочь формированию представлений о дружбе;

2) показать важность друзей в жизни человека;

3) способствовать воспитанию уважения друг к другу.

Виды деятельности: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, работа со справочной литературой, работа в группах, игра.

Основные термины и понятия: дружба, друг, взаимопомощь, взаимопонимание.

Оборудование: толковый словарь, плакат «Правила дружбы», карточки, ручки, маркеры.

Блок-схема урока:

    Объявление темы и ожидаемых результатов урока.

    Мозговой штурм «Дружба – это…»

    Словарная работа.

    Работа с притчей.

    Работа по группам «Что важно для дружбы».

    Физкультминутка

    Подведение итогов.

    Рефлексия.

    Домашнее задание: небольшой рассказ или стихотворение о своём друге, рисунок « Мой самый лучший друг».

Ход урока.

1. Объявление темы урока и ожидаемых результатов.

Сегодня мы познакомимся с понятиями: «Дружба», «Друг», «Дружеские отношения».

Узнаем, каких друзей можно назвать настоящими.

Составим правила дружбы.

2. Мозговой штурм «Дружба – это…»

Чтение стихотворения Измайлова «Монолог дружбе» (1 часть)

Что такое дружба? Каждый знает?

Слово «Дружба» что обозначает?

Может быть, поход в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, и молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба – это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою, пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Беседа по тексту стихотворения:

Так что же такое дружба? Ответ начните со слов «Дружба – это…» (ответы детей).

Мы услышали много мнений о значении слова «Дружба», а теперь давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова.

3) Словарная работа:

Найдите в словаре значение слова «Дружба».

(Чтение словарной статьи).

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Подберите однокоренные слова к этому слову. (Друг, дружить, подруга, друзья).

Посмотрите в словаре, что означает слово «друг»?

(Чтение словарной статьи).

Друг – человек, который связан с кем–нибудь дружбой.

4. Работа с притчей.

Я прочитаю вам притчу, а вы подумайте, какую пословицу можно привести в подтверждение, которая достаточно часто употребляется в речи.

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

О какой пословице шла речь в притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

От чего может погибнуть дружба? (Ребята отвечают на поставленный вопрос).

Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? (Ответы детей).

Расскажите о прочитанных вами притчах.

Какие еще притчи о дружбе вы читали, знаете?

5. Работа по группам.

Что же в дружбе самое главное?

Обозначьте в порядке значимости для вас следующие высказывания:

а) давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания;

б) защищать друг друга от обидчиков;

в) придумывать вместе интересные игры;

г) уметь посочувствовать, поддержать, утешить;

д) угощать друг друга сладостями;

е) уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятная;

ж) уметь уступать друг другу;

з) уметь слушать друг друга и понимать;

и) не сориться друг с другом по пустякам;

к) искренне радоваться успехам друг друга.

Проверка работы в группах.

6. Физкультминутка.

(Песня В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»).

7. Игра «Цветок дружбы».

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Игра «Цветок дружбы».

Напишите по одному самому главному качеству на лепестке этого красивого цветка, без которого дружба состояться не может.

Обучающиеся прикрепляют на доске лепестки цветка к его середине.

Теперь мы знаем, что такое дружба, что важно в дружбе, кто такой настоящий друг, какими качествами он обладает, поэтому сейчас давайте утвердим правила дружбы для нашего класса.

Выстраивается список правил дружбы

Прочитайте правила дружбы:

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

5. Не обманывай друга.

6. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

7. Не предавай своего друга.

8. Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

9. Основа дружбы – взаимоуважение.

10. Прочная дружба – это забота о друге, готовность прийти на помощь, ничего не требуя взамен.

Вы согласны с этими правилами дружбы?

Я надеюсь, что более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять правила дружбы.

8. Подведение итогов.

Ребята, как вы понимаете высказывание Л.А.Сенека Мл. «»Дружба кончается там, где начинается недоверие»

9. Рефлексия.

У вас на столах лежат кружки, нарисуйте своё настроение, которое у вас осталось после сегодняшнего урока.

10. Домашнее задание.

Составить небольшой рассказ о своём друге и обсудить его с родителями.

Предлагаю вам план рассказа.

    Как я понимаю слово дружба.

    Кто такой мой друг.

    Почему я дружу с этим человеком.

    Что дает мне дружба.

Ребята, можете написать стихотворение о друге или нарисовать рисунок

«Мой самый лучший друг»

Список литературы.

1. Зуев. В.А. Основы нравственного воспитания. Екатеринбург. 2007.

2. Основы светской этики. Учебное пособие. Просвещение. 2010.

3. Цицерон. О дружбе. Об обязанностях М., 1993.

4. Янушкявичюс Р. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников М., 2001.

5. Нравственность. Здоровье. Семья. Екатеринбург., 2007.

6. Основы светской этики. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. М., 2010.

7. Журнал «Воспитание школьников», №3 1992.

Басня Ивана Крылова

У кухни под окном На солнышке Полкан с Барбосом, лёжа, грелись. Хоть у ворот перед двором Пристойнее б стеречь им было дом, Но как они уж понаелись - И вежливые ж псы притом Ни на кого не лают днём - Так рассуждать они пустилися вдвоём О всякой всячине: ...

  • 102

    Совет соседа - тайного врага Суфийская притча от Руми

    Сосед пришёл к соседу за советом: «Ты озари мой скудный разум светом!» Тот отвечал: «Советчика другого Найди, чтоб он сказал благое слово, А я твой тайный враг, и никогда Благих советов не даёт вражда. Ты к другу обратись, чтоб друг любезный Тебе на...

  • 103

    Сокол и ворона Ингушская притча

    Подружились сокол и ворона. Как-то отправились они в путь. Летели далеко. Вот ворона села и сказала соколу: - Устала я, лететь не могу. Во-он вдали я вижу сдохшего бычка. Если ты не принесёшь мне его мяса, я не смогу подняться. А этот дохлый бычок был...

  • 104

    Ссора Басня Леонардо да Винчи

    Как воркуют голубки! Глядеть на них любо-дорого! - сказал как-то дворовый пёс, не сводя глаз с голубятни. - Видать, все птахи живут в добром согласии, не чета нам с кошкой. - Не очень-то обольщайся насчёт птиц, любезный, - не преминула возразить кошка, ...

  • 105

    Старик и его Сыновья Басня Жана де Лафонтена

    Послушайте рассказ фригийского раба! Он говорил, что сила в единенье, Что сила всякая в отдельности слаба, И если сделал я в рассказе измененье, То вовсе не затем, чтоб, завистью томясь, Я добивался той же громкой славы, Нет, просто описать хотел я ваши...

  • 106

    Строитель мостов Христианская притча

    Однажды два брата, которые жили на соседних фермах, поссорились. Это была первая серьёзная ссора за 40 лет между братьями, чьи хозяйства были очень взаимосвязаны. Но их сотрудничеству пришёл конец. Всё началось с небольшого недоразумения, которое...

  • 107

    Суд Анастратина Притча про Насреддина

    В квартале, где жил Анастратин, была харчевня. В обеденную пору ходжа часто прогуливался мимо и наслаждался запахами, которые доносились из печи. Как-то утром пришёл в харчевню мулазим (полицейский чин), дал хозяину гуся и велел зажарить его к обеду. ...

  • 108

    Сын богача Абхазская притча

    Жил когда-то старый богач со своим единственным сыном. Каждый день отец давал ему деньги, и сын угощал своих многочисленных товарищей, а те хвалили и превозносили его. Так продолжалось долго. Не раз старик уговаривал сына быть расчётливым и прекратить...

  • 109

    Тесть и зять Африканская притча

    Как-то вечером тесть и зять сидели возле дома, наслаждаясь вечерней прохладой. Когда стемнело, тесть поднялся со своего места и сказал: - Слушай, зять, не пора ли нам спать. Темень такая, что имей ты хоть четыре глаза, и то ничего не увидишь. Зять...

  • 110

    Травинка и гвоздика Восточная притча

    Выросла травинка в кустах гвоздики и набралась от неё приятного запаха. Спросили травинку, почему она стала так хорошо пахнуть. И ответила травинка: - Я дружила с гвоздикой, и от неё перешёл ко мне благоуханный запах.

  • 111

    Три друга Притча от Эммы Львовой

    Встретились три друга: настоящий, старый и будущий. Решили выяснить кто из них самый достойный. - Я не брошу друга в беде, - говорил настоящий. - Я останусь преданным на все времена, - сказал старый. - Я расскажу другу то, что он ещё не знает о себе, - ...

  • 112

    Три друга перед лицом царя Христианская притча

    Жил на свете человек, возлюбивший богатство и наслаждения жизни больше всего на свете, и имел он трёх друзей, двоих из которых он отличал и до самой смерти собирался разделять с ними путь свой, а третьим пренебрегал и редко приглашал его В один из дней...

  • 113

    Три лучших друга Христианская притча

    В джунглях жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае надо было выходить на охоту, вожак сказал, что не в состоянии вести стаю. Из стаи вышел молодой, крепкий волк, подошёл к вожаку и попросил, чтобы тот разрешил вести стаю ему. Старый...

  • 114

    Трое друзей Христианская притча

    Один человек имел трёх друзей. Первые двое из них пользовались особенною его любовью и уважением, третий же временами был и забываем. Случилось так, что этот человек попал в беду. К кому обратиться за помощью? К друзьям. И вот приходит он к первому...

  • 115

    Трое судей Африканская притча

    Жили когда-то трое судей, которых бог отметил мудростью; жили они дружно и мирили людей, когда те ссорились. Двое из этих седобородых с особым почтением относились к третьему, так как он был самым мудрым из них. Когда они не могли принять решение, то, ...

  • 116

    Утерянную честь не вернуть Ингушская притча

  • Творчества известен с давних времен, и всегда он использовался как мощное средство воспитания. Причина в том, что истории, положенные в основу каждой притчи для детей, максимально приближены к реальной жизни и потому понятны каждому. А еще они помогают выявить пороки без прямого осуждения конкретного человека. Вспомним наиболее интересные из них и посмотрим, как можно использовать их в воспитательной цели при общении с детьми.

    О плохом и хорошем

    Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину».

    Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении - высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся».

    Эта притча о дружбе для детей поможет им понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще - нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.

    О любви к матери

    Не менее важными являются отношения между членами семьи. Мы часто объясняем детям, что следует проявлять уважение к своим родителям, заботиться о них. Но притчи для детей, подобные той, что приведена ниже, скажут обо всем лучше любых слов.

    Сидели у колодца старик и три женщины, а рядом с ними играли три мальчика. Вот говорит первая: «У моего сына такой голос, что всякий заслушается». Вторая хвалится: «А мой такие фигуры может показывать - заглядишься». И только третья молчит. Обращается к ней старик: «Что же ты про своего сына не рассказываешь?». А она отвечает: «Да ничего в нем необычного нет».

    Вот набрали женщины полные ведра воды, и старик с ними встал. Слышат: первый мальчик поет, соловьем заливается. Второй вокруг них колесом ходит. И только третий подошел к матери, взял тяжелые ведра и понес домой. Спрашивают первые две женщины у старика: «Ну как тебе наши сыновья?». А тот отвечает: «А где же они? Я только одного сына вижу».

    Именно такие короткие притчи для детей, близкие к жизни и понятные каждому, научат ребят по-настоящему ценить родителей и покажут истинную ценность семейных отношений.

    Солгать или правду сказать?

    Продолжая тему, можно вспомнить еще одну замечательную историю.

    Три мальчика заигрались в лесу и не заметили, как наступил вечер. Испугались, что их дома накажут, и стали думать, как быть. Правду родителям сказать или соврать? И вот как все получилось. Первый придумал историю о напавшем на него волке. Испугается за него отец, решил он, и простит. Но в этот момент пришел лесник и сообщил, что никаких волков у них не водится. Второй сказал матери, что заходил проведать деда. Глядь - а тот уж сам на пороге. Так раскрылась ложь первого и второго мальчиков, и в результате их наказали дважды. Сначала за то, что провинились, а потом за то, что солгали. И только третий пришел домой и рассказал все, как было. Пошумела немного его мать и вскоре успокоилась.

    Такие притчи для детей готовят их к тому, что вранье только осложняет ситуацию. Потому в любом случае лучше не придумывать оправданий и не скрывать свою вину в надежде, что все обойдется, а сразу признаться в проступке. Только так можно сохранить доверие родителей и не испытывать угрызений совести.

    О двух волках

    Не менее важно научить ребенка видеть границу между добром и злом. Это две нравственные категории, которые всегда будут сопутствовать человеку, а, возможно, и бороться в его душе. Среди большого количества поучительных историй на эту тему наиболее понятной и интересной для детей видится притча о двух волках.

    Однажды любознательный внук спросил у своего деда - вождя племени:

    Отчего появляются плохие люди?

    На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал:

    Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая - это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом.

    Понятно, - ответил мальчик. - А кто же из них побеждает?

    Все зависит от человека, - закончил дед. - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

    Эта притча о добре и зле для детей даст понять: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе.

    О еже

    Еще один вопрос, которым часто задаются взрослые: "Как объяснить малышу, что нельзя слепо доверять всем вокруг?". Как приучить его анализировать ситуацию и только потом принимать решение? На помощь в таком случае придут притчи для маленьких детей, похожие на эту.

    Встретились как-то лиса и ежик. И посоветовала рыжая, облизываясь, своему собеседнику сходить в парикмахерскую и сделать модную прическу «под черепаху». «Колючки нынче не в моде», - добавила она. Обрадовался еж такой заботе и отправился в путь. Хорошо, что по дороге ему сова встретилась. Узнав, куда, зачем и по чьему совету он идет, птица проговорила: «Не забудь попросить, чтобы тебя еще огуречным лосьоном намазали и водой морковной освежили». «Зачем это?» - не понял еж. «А чтобы лисе вкуснее есть тебя было». Так, благодаря сове понял герой, что не каждому совету доверять можно. И еще - не всякое «доброе» слово искренним бывает.

    Кто сильнее?

    Часто притчи напоминают народные сказки, особенно если героями становятся силы природы, наделенные человеческими качествами. Вот один из таких примеров.

    Поспорили ветер и солнце, кто из них сильнее. Вдруг видят: идет прохожий. Ветер и говорит: «Сейчас я сорву с него плащ». Дунул изо всей силы, но прохожий только сильнее закутался в свои одежды и продолжил путь. Тогда солнце стало пригревать. И человек сначала опустил воротник, потом развязал пояс, наконец, снял плащ и перекинул его через руку. Вот так и в нашей жизни бывает: лаской и теплотой можно добиться большего, чем криками и силой.

    О блудном сыне

    Сейчас мы довольно часто обращаемся к Библии и находим в ней ответы на многие нравственные вопросы. В связи с этим нужно особо отметить приведенные в ней и рассказанные Иисусом Христом притчи. Детям о добре и необходимости всепрощения они поведают больше, чем длинные наставления родителей.

    Всем известна история о блудном сыне, который забрал у отца свою долю наследства и ушел из дома. Сначала он вел веселую, праздную жизнь. Но деньги скоро закончились, и юноша готов был есть даже вместе со свиньями. Но отовсюду его гнали, так как в стране настал страшный голод. И вспомнил грешный сын отца своего. Решил он пойти домой, покаяться и попроситься в наемники. Но отец, увидев вернувшегося сына, обрадовался. Поднял его с колен и приказал устроить пир. Это обидело старшего брата, сказавшего отцу: «Я всю жизнь был рядом с тобой, а ты жалел для меня даже козленка. Он же расточил все свое состояние, и ты велел заколоть для него откормленного быка». На что мудрый старик ответил: «Ты всегда со мной, и все, что я имею, достанется тебе. Нужно радоваться тому, что брат твой будто умер, а теперь ожил, пропал и нашелся».

    Проблемы? Все решаемо

    Очень поучительны православные притчи для детей более старшего возраста. Популярна, например, история о чудесном спасении осла. Вот ее содержание.

    У одного крестьянина осел упал в колодец. Потужил хозяин. Потом подумал: «Осел уже стар, а колодец высох. Засыплю я их землей и сразу две проблемы решу». Позвал соседей, и они принялись за работу. Через время заглянул крестьянин в колодец и увидел интересную картину. Осел сбрасывал со спины падающую сверху землю и приминал ее ногами. Вскоре колодец наполнился, а животное оказалось наверху.

    Вот так и в жизни бывает. Господь часто посылает нам, как кажется на первый взгляд, непреодолимые испытания. В такой момент важно не отчаиваться и не сдаваться. Тогда можно будет найти выход из любой ситуации.

    Пять важных правил

    И вообще, чтобы стать счастливым, не надо многого. Иногда достаточно соблюдать несколько несложных правил, понятных и ребенку. Вот они:

    • изгони из сердца ненависть и научись прощать;
    • избегай понапрасну волнений - чаще они не сбываются;
    • живи просто и цени то, что есть;
    • отдавай другим больше;
    • для себя же ожидай меньшего.

    Эти мудрые изречения, на которых основаны многие притчи для детей и взрослых, научат быть терпимее к другим и получать удовольствие от повседневной жизни.

    Мудрый человек

    В заключение хочется обратиться к тексту еще одной притчи для детей. Она о путнике, который обосновался в незнакомом селе. Мужчина очень любил детишек и постоянно мастерил для них необыкновенные игрушки. Такие красивые, что ни на одной ярмарке не сыщешь. Вот только все они были больно хрупкими. Разыграется малыш, а игрушка, глядь, уже сломалась. Плачет ребенок, а мастер ему уже новую подает, но еще более хрупкую. Спросили жители села у мужчины, почему он так поступает. А мастер ответил: «Жизнь скоротечна. Скоро какой-нибудь человек подарит вашему ребенку свое сердце. А оно очень хрупкое. И я надеюсь, что мои игрушки научат ваших детей бережно относиться этому бесценному дару».

    Так вот, любая притча готовит ребенка к встрече с нашей непростой жизнью. Ненавязчиво приучает задумываться над каждым своим поступкам, соотносить его с принятыми в обществе нравственными нормами. Дает понять, что душевная чистота, стойкость, готовность преодолеть любые невзгоды помогут пройти жизненный путь с достоинством.

    Друг познаётся в... (Притча о дружбе.)

    "Если вы помогли другу в беде, он наверняка вспомнит о вас, когда снова окажется в беде." Чейтс.

    Один молодой парень спросил очень богатого человека, в чём секрет его успеха. Как ему удалось из нищего мальчишки превратиться в преуспевающего бизнесмена?
    Ответ был прост: «Я научился правильно выбирать друзей!»
    - Слышал, выражение «друг познаётся в беде»? – спросил его бизнесмен.
    - Да! Я руководствуюсь этим правилом, – честно признался юноша.
    - Забудь его, оно в корне не верно. Друг познаётся в радости!
    Юноша смутился и очень этому удивился.
    - Смотри, – продолжал учитель, – когда у тебя проблема, тебе плохо, ты бежишь и делишься ею со своим другом. Теперь проблема у вас обоих. Вы оба грустные, оба озадаченны. Правильно?
    - Да! – ответил юноша, – и мой друг помогает мне её решить!
    - Первую проблему, может, и поможет решить, но все последующие точно нет. Он будет просто сидеть и жалеть тебя.
    - Это тоже хорошо, он меня поддерживает! – настаивал на своём юноша.
    - Это ужасно! Ведь ты тоже начинаешь себя жалеть, вместо того, чтобы решать свою задачу. Мне повезло, – продолжал учитель, – в моей жизни были друзья, которые не жалели меня и уж тем более не решали мои проблемы. Они только радовались со мной моим успехам! На самом деле, если у тебя проблема, реши её самостоятельно, а уж потом иди к другу и вместе отпразднуйте твою победу. Жалеть другого человека очень легко. А вот искренне радоваться чужим успехам – этому нужно учиться. Вот это и есть настоящая дружба, та, которая помогла мне стать успешным!

    "Всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия." Аристотель.

    "Хорошими делами прославиться нельзя" (Притча о том, нужно ли помогать друзьям)

    Один фермер понимал язык животных. Он каждый вечер задерживался на скотном дворе, чтобы послушать, о чём они говорят. Однажды вечером он услышал, как бык плакался ослу и жаловался на свою тяжёлую долю:

    Я должен работать и тянуть плуг с утра до ночи. Независимо от того, насколько жарко днём, или как сильно болят мои ноги, или как ярмо натёрло мою шею, - я должен работать. В то время как ты – дитя досуга. Ты накрыт красочной попоной и не должен ничего больше делать, как только отвезти нашего хозяина, если тот захочет куда-нибудь поехать. Если же ему никуда не нужно ехать, то ты целый день можешь отдыхать и щипать зелёную травку.

    Мой дорогой друг, - отвечал осёл, - у тебя действительно очень тяжёлая работа, я хотел бы помочь тебе и облегчить твою участь. Поэтому я скажу тебе, как ты сможешь сделать так, чтобы получить целый день отдыха. Утром, когда раб придёт, чтобы запрячь тебя в плуг, продолжай лежать на земле и сильно мычать, чтобы он смог сказать хозяину, что ты заболел, и не можешь работать.

    Итак, бык последовал совету осла. И утром следующего дня раб пришёл к хозяину и сказал ему, что бык заболел и не может тянуть плуг.

    Тогда, - сказал хозяин, - запряги осла в плуг, потому что пахоту нужно продолжать.

    И весь день осёл, который только намеревался помочь своему другу быку, был вынужден сам выполнять всю его работу. Ночью, когда его выпрягли из плуга, он почувствовал, что сердце его перетружено, его ноги ноют от усталости, а его шея болит в тех местах, где ярмо натёрло её.

    Фермер задержался на скотном дворе, чтобы послушать разговор животных.

    Первым начал бык.

    Ты оказался моим хорошим другом. Благодаря твоему мудрому совету я получил целый день отдыха.

    А я, - отвечал осел, - я похож на тех многих простодушных людей, которые начинают с того, что помогают другу, а кончают тем, что делают за него всю его работу. В дальнейшем тебе придётся самому тянуть свой плуг, потому что я слышал, как хозяин сказал рабу, что нужно будет послать за забойщиком скота, если ты вдруг опять заболеешь. Я только хочу, чтобы в твоих интересах он оказался ленивым малым. После этого они больше не сказали друг другу ни одного слова. Так закончилась их дружба.

    Если ты хочешь помочь своему другу, то делай это таким образом, чтобы тебе не пришлось переложить все тяготы и заботы своего друга на себя самого.