Подростковый кризис: что это, в чем опасность и как помочь ребенку его пережить. Переходный возраст и кризис у подростков — советы психолога Причины подросткового кризиса психология




Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.

В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как ко взрослым. Их желание, с одной стороны, оправданно, потому что в чем-то родители действительно начинают относиться к ним по-другому, разрешают делать то, что раньше не дозволялось. Например, теперь подростки могут смотреть художественные фильмы, доступ к которым раньше был запрещен, дольше гулять, родители начинают прислушиваться к ребенку при решении житейских проблем и др. Но, с другой стороны, подросток не во всем отвечает требованиям, предъявляемым ко взрослому человеку, он еще не выработал в себе такие качества, как самостоятельность, ответственность, серьезное отношение к своим обязанностям. Поэтому относиться к нему так, как он хочет, пока невозможно.

Еще один очень важный момент состоит в том, что, хотя подросток продолжает жить в семье, учиться в той же школе и окружен теми же сверстниками, в шкале его ценностей происходят сдвиги и по-другому расставляются акценты, связанные с семьей, школой, сверстниками. Причиной этого является рефлексия, которая начала развиваться к концу младшего школьного возраста, а в подростковом возрасте идет ее более активное развитие. Приобрести качества, свойственные взрослому человеку, стремятся все подростки. Это влечет за собой внешнюю и внутреннюю перестройку. Начинается она с подражания своим «кумирам». С 12–13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.).

Для мальчиков объектом подражания становятся люди, которые ведут себя как «настоящие мужчины»: обладают силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верны дружбе. Поэтому мальчики в 12–13 лет начинают больше внимания уделять своим физическим данным: записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость.

Девочки стремятся подражать тем, кто выглядит как «настоящая женщина»: привлекательным, обаятельным, пользующимся популярностью у других. Они начинают уделять больше внимания одежде, косметике, осваивают приемы кокетства и т. д.

Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что реклама, телевидение, СМИ в какой-то степени формируют потребности подростков.

9.2. Физиологические изменения

В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей.

Сокращается период активности доминирующего центра корыг головного мозга. В результате этого внимание становится непродолжительным и неустойчивым.

Ухудшается способность к дифференцированию. Это приводит к ухудшению понимания излагаемого материала и усвоения информации. Поэтому во время занятий надо приводить больше ярких, понятных примеров, использовать демонстративный материал и так далее. По ходу общения учителю следует постоянно проверять, правильно ли ученики его поняли: задавать вопросы, при необходимости использовать анкеты, игры.

Увеличивается латентный (скрыг тый) период рефлекторные реакций. Замедляется реакция, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, не сразу начинает выполнять требования учителя. Чтобы не усугублять ситуацию, не следует торопить детей, необходимо давать им время на раздумье и не оскорблять.

Подкорковыг е процессы выг ходят из-под контроля коры головного мозга. Подростки не способны контролировать проявления как положительных, так и отрицательных эмоций. Зная эту особенность подросткового возраста, учителю необходимо быть более терпимым, относиться к проявлению эмоций с пониманием, стараться не «заражаться» отрицательными эмоциями, а в конфликтных ситуациях переключать внимание на что-либо другое. Целесообразно ознакомить детей с приемами саморегуляции и отработать с ними эти приемы.

Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Речь становится краткой, стереотипной, замедленной. Подростки могут плохо понимать аудиальную (словесную) информацию. Не следует торопить их, можно подсказывать необходимые слова, при рассказе использовать иллюстрации, т. е. визуально подкреплять информацию, записывать ключевые слова, рисовать. Что-то рассказывая или сообщая информацию, желательно говорить эмоционально, подкрепляя свою речь яркими примерами.

В подростковом возрасте начинается половое развитие. Мальчики и девочки начинают относиться друг к другу иначе, чем прежде, – как к представителям другого пола. Для подростка становится очень важным, как к нему относятся другие, он начинает уделять большое внимание своей внешности. Происходит идентификация себя с представителями своего пола (подробно об этом см. 9.6).

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще – как возраст полового созревания.

9.3. Психологические изменения

Изменения на психологическом уровне в подростковом возрасте проявляются следующим образом.

Высокого уровня развития достигают все познавательные процессы и творческая активность. Происходит перестройка памяти. Начинает активно развиваться логическая память. Постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти. Развитие механической памяти замедляется. А так как в школе с появлением новых учебных предметов приходится запоминать много информации, в том числе и механически, у детей появляются проблемы с памятью. Жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются часто.

Меняется отношение между памятью и мышлением. Мышление определяется памятью. Мыслить – значит вспоминать. Для подростка вспомнить – значит мыслить. Для того чтобы запомнить материал, ему необходимо установить логическую связь между его частями.

Происходят изменения в чтении, монологической и письменной речи. Чтение от беглого, правильного постепенно переходит в способность декламировать, монологическая речь – от умения пересказывать текст к способности самостоятельно готовить устные выступления, письменная – от изложения к сочинению. Речь становится богатой.

Мышление становится теоретическим, понятийным за счет того, что подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Формируются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессии.

Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Зная такую особенность этого возраста, взрослым надо избегать прямых оценок, говорить с подростками, используя «Я-высказывание», т. е. высказывание о себе, своих чувствах. Подростков следует принимать такими, какие они есть (безусловное принятие), давать им возможность высказаться до конца, когда это необходимо. Важно поддерживать их инициативу, даже если это кажется не совсем актуальным и нужным.

В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности.

Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав. Взрослым следует разговаривать с ними на равных, но не допускать панибратства.

У подростков велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. Они часто избегают общения из страха «не понравиться». Поэтому у многих детей в этом возрасте возникают проблемы в установлении контактов как со сверстниками, так и с более взрослыми людьми. Чтобы этот процесс был менее болезненным, надо поддерживать и подбадривать их, развивать адекватную самооценку у неуверенных в себе.

Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности. Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.

Появляется склонность к риску. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности.

В этом возрасте возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Если у ребенка заниженная самооценка, то он не хочет оказаться «белой вороной»; это может выражаться в боязни высказывать свое мнение. Некоторые подростки, не имеющие своего мнения и не обладающие навыками самостоятельного принятия решения, оказываются «ведомыми» и совершают какие-то поступки, часто противоправные, «за компанию» с другими, более сильными психологически и физически.

У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам. Они могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно.

Несмотря на то что подростки активно решают различные задачи, связанные с учебой и другими делами, побуждают взрослых к обсуждению проблем, они проявляют инфантильность при решении проблем, связанными с выбором будущей профессии, этикой поведения, ответственным отношением к своим обязанностям. Взрослым надо научиться относиться к подросткам по-другому, стараться общаться с ними на равных, как со взрослыми людьми, но помнить, что они еще дети, которые нуждаются в помощи и поддержке.

9.4. Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.

Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.

Товарищеские отношения базируются на «кодексе товарищества», включающем в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. В этом возрасте осуждаются такие качества, как эгоистичность, жадность, нарушение данного слова, измена товарищу, зазнайство, нежелание считаться с мнением других. Такое поведение в группе сверстников-подростков не только не приветствуется, но и отвергается. Подростку, продемонстрировавшему подобные качества, могут объявить бойкот, отказать в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо делах.

В подростковой группе обязательно появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.

Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами – это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.

Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.

9.6. Новообразования подросткового возраста

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому (подробно об этом см. 10.1).

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: мо-140 жет появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

Замыкает череду кризисов в развитии ребенка. Он самый продолжительный и зачастую самый сложный для родителей, ведь подростка тяжелее контролировать, чем , или .

Подростковый кризис может начинаться в разном возрасте. Хотя его иногда и называют «кризис 14 лет», он не обязательно начнется, когда вашему ребенку исполнится 14. У девочек подростковый кризис обычно приходится на 11-16 лет, у мальчиков — чуть позже, 12-18. Рамки подросткового кризиса индивидуальны для каждого ребенка, поэтому точно предсказать его начало и конец невозможно.

Обычно чем позже проявляется подростковый кризис, тем более бурно он происходит. Однако если ваш ребенок ведет себя идеально в течение всего подросткового возраста — это повод задуматься. Если у ребенка подростковый кризис отсутствует вообще или проявляется очень слабо, это не совсем нормально. Любой кризис — это закономерный этап развития ребенка. Если подростковый кризис отсутствует, ребенок может вырасти инфантильным.

Подростковый кризис — это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был связан с родителями, зависел от них и слушался их. Теперь он старается эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать эту связь со стороны родителей может привести к конфликтам.

Подростковый кризис, помимо прочих факторов, усугубляется ребенка. Помимо психологических механизмов в дело вступают физиологические. Как говорится — «гормоны бушуют». Подросток может стать как неуравновешенным и импульсивным, так и апатичным и быстро устающим. Происходящие с подростком перемены (как внутренние, так и внешние), первое не совсем осознанное половое влечение — все это тревожит ребенка, заставляет его переживать и может стать причиной .

Подростковый кризис обычно проявляется более бурно, чем остальные кризисы. Возможности маленького ребенка в плане самовыражения и самоутверждения более ограничены — да, он будет капризничать, но по крайней мере — у вас на виду. Подросток может замкнуться в себе или напротив — конфликтовать с вами в открытую, а в более тяжелых случаях подростковый кризис может сопровождаться курением, употреблением алкоголя, демонстративным уходом из дома или даже попыткой суицида.

Конечно, далеко не всегда проявления переходного возраста настолько критичны, но повышенная конфликтность, перепады настроения, утомляемость, депрессия, ложь, немотивированная агрессия , часто сопровождающие подростковый кризис, могут стать проблемой для родителей.

Подростковый кризис состоит из трех основных стадий. Во время предкритической стадии ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушать общепринятые стереотипы — пока что несмело и осторожно. Кульминационная стадия подросткового кризиса протекает более бурно — ребенок подросток может «выкинуть» что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело. Течение этого этапа зависит от атмосферы в семье — чем она здоровее, тем меньше будет подобных «фокусов». Во время посткритической стадии у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми.

Что делать, если у вашего ребенка начался подростковый кризис? Как правильно вести себя, чтобы сгладить конфликты и сохранить хорошие отношения с ребенком? В первую очередь запаситесь терпением . Конечно, когда ваш ребенок-подросток кричит и хамит, первое желание — накричать на него в ответ. Но в таком случае конфликт покатится, как снежный ком, и его тяжело будет остановить. Замкнутый круг — агрессия приводит исключительно к ответной агрессии.

Постарайтесь «ослабить поводок», на котором вы держали своего ребенка, и предоставить ему разумную самостоятельность. Подросток хочет, чтобы к нему относились, как к взрослому. Попробуйте ему ее предоставить — советуйтесь с ребенком по бытовым вопросам, дайте ему возможность принимать участие в обсуждении семейных проблем.

Если подросток что-то настойчиво требует — не запрещайте ультимативно. Обсудите с ним эти требования , какими абсурдными и наглыми они бы вам ни казались, и попробуйте прийти к соглашению. Может быть, это получится не с первого раза, но даже не совсем удачные переговоры лучше очередного конфликта с хлопаньем дверьми.

Во время ссор подросток может наговорить вам гадостей — вплоть до «Лучше бы ты меня не рожала». Это неприятно и обидно, но помните, что на самом деле подросток так не думает . Постарайтесь отнестись к таким фразам максимально спокойно, не припоминайте их ребенку после примирения и во время следующих конфликтов.

Несмотря на внешнюю «колючесть» и отчужденность, во время подросткового кризиса вы очень нужны ребенку . Нужна ваша поддержка, ваша любовь, ваше понимание, ваши ненавязчивые советы. В подростковом возрасте ребенок примеряет на себя новые социальные роли, пробует себя в новом качестве. Сделайте это и вы — из родителя-наседки превратитесь в родителя-советчика. Не надо рвать связь с ребенком — но изменить ее в соответствии с возрастом чада придется.

Подростковый кризис — непростое время и для ребенка, и для родителей, но его негативные проявления можно и нужно сгладить.

Воспитание ребенка это непростой повседневный труд. Невозможно заниматься им только с восьми до восьми или по выходным, когда есть свободное время. Парадокс воспитания заключается в том, что даже, когда вам кажется, что вы ничего не делаете для воспитания своего чада в данный момент времени, этот процесс происходит сам собой. Ребенок чутко впитывает в себя манеру поведения родителей, их отношение к миру и жизненные ценности. И если в раннем детстве вы даже не задумываетесь, насколько верно воспитываете своего отпрыска, главное, чтобы он был послушным, то во время кризиса подросткового возраста моментально вскрываются все проблемы и недочеты родительского воспитания.

Что такое кризис подросткового периода?

Подростковый кризис является последним и самым сложным детским кризисом. Это период вступления ребенка во взрослую жизнь, переосмысления заложенных родителями моральных ценностей и собственных жизненных ориентиров. Этот этап всегда тяжело переживается и самим ребенком и его близкими. В некоторых случаях взаимоотношения между родителями и детьми подросткового возраста разрушаются до основания буквально в одночасье, и для того, чтобы восстановить их, требуются долгие десятилетия кропотливой работы над собой. Что нужно знать, чтобы помочь своему ребенку пережить подростковый кризис? Каковы причины кризиса подросткового возраста? Как распознать начало проявления кризиса подросткового периода? Как вести себя в разных ситуациях? Попробуем ответить на волнующие многих родителей вопросы.

Начало кризиса многие родители могут пропустить, но вот его пик трудно не заметить. Ребенок становится раздражительным, плаксивым и неуверенным в себе. У него появляются комплексы по поводу своей внешности, новые друзья и секреты. С подростком трудно договориться, он отвергает любые предложения родителей, даже если очень хочет с ними согласиться. Довольно часто у детей ухудшается успеваемость в школе, и они стараются проводить все свободное время вне стен родного дома в компании сверстников и молодых людей постарше. Время наступления подросткового кризиса колеблется от 11 до 13 лет. Девочки, начинающие созревать раньше своих одноклассников мужского пола, переживают кризис в 11-12 лет. Родители мальчиков сталкиваются со всеми «прелестями» подросткового возраста чуть позже, в 13-14 лет.

Причины кризиса подросткового возраста

В целом психологи выделяют две причины подросткового кризиса:

  • гормональная
  • внутрисемейная

Основной причиной резких изменений в подростке являются гормоны, бушующие в его организме. В этот период выброс их в кровь увеличивается на 40-50%. Уже никогда в будущем организм не будет так активно вырабатывать гормоны, поэтому очень часто подростка называют «гормональной бомбой». Тестостерон у мальчиков и эстроген у девочек заставляют тела подростков ускоренно расти и видоизменяться:

  • ежегодно ребенок прибавляет в росте на 10-20%;
  • сердце тоже увеличивается в размерах и начинает работать с повышенной нагрузкой;
  • быстрый рост провоцирует различные заболевания — от проблем с суставами до временной слепоты;
  • ребенок начинает страдать от повышенной утомляемости;
  • проявляются первичные и вторичные половые признаки;
  • происходит ломка голоса у мальчиков.

Конечно, все эти изменения не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние подростка. Каждое новое изменение в его теле ребенок воспринимает в штыки. Ему становится все сложнее принимать себя, к тому же бунтующие гормоны расшатывают и без того ранимую психику, особенно, если отношения в семье далеки от идеальных.

Семья играет в жизни подростка весьма противоречивую роль. С одной стороны он все еще ребенок и очень нуждается в любви, тепле и понимании. А с другой стороны подросток стремится всеми силами оторваться от семейного «гнезда» и смело шагнуть во взрослую жизнь. Поведение родителей в этот период должно смягчать проявления кризиса подросткового возраста, но, к сожалению, большинство родителей бывают не готовы к внезапному взрослению своих детей. Это приводит к серьезным конфликтам в семье вплоть до ухода подростка из дома. Чаще всего именно семья раздувает пожар кризиса, доводя его до полного абсурда. Конечно, весьма сложно оставаться мудрым и терпеливым родителем, когда твой ребенок становится грубым и агрессивным, но без этого очень сложно сохранить теплые отношения с растущим отпрыском.

Особенности кризиса подросткового возраста

Подростковый кризис можно условно разделить на три этапа, каждый из которых имеет ряд особенностей и нюансов:

  1. Предкритический этап

Обычно наступление этого этапа родители как раз пропускают. Ребенок только начинает видоизменяться, но это пока еще не сильно заметно окружающим. Он становится более внимательным ко всему, что происходит вокруг него. Любую проблему, даже самую незначительную, он пытается решить с помощью логики, применяя разные подходы. Подросток испытывает тягу к глубокомысленному философствованию на бытовые темы, любит выводить на долгие разговоры родителей. Горячо оспаривает их мнение и отношение к жизни, делает это категорично и вежливо. В этот период могут появиться первые симптомы ухудшения успеваемости, но чаще всего это единичные случаи низких оценок. Ребенок начинает отстаивать свое мнение внутри семьи, требует, чтобы с ним советовались по различным вопросам. Обычно все эти проявления кризиса подросткового периода воспринимаются родителями слегка снисходительно и даже с некоторым умилением. Они не воспринимают их, как начало трудного периода становления личности ребенка, который им придется пройти вместе на протяжении ближайших двух лет.

  1. Пиковый этап

Он начинается весьма неожиданно для родителей и самого подростка. Внезапно дискуссии в семье сменяются криками и агрессией. Подросток начинает поступать своевольно, доказывая каждым своим действием, что не нуждается в родительских советах и внимании. Он не просто критикует их жизненные цели, а полностью отвергает их, хотя с трудом может представить им какую-либо достойную альтернативу. Особый вес приобретает мнение сверстников, особенно одного пола с собой. Подросток стремится завоевать свое место в коллективе и применяет для этого все возможные и известные ему способы. Параллельно с внешней грубость и агрессией ребенок становится излишне чувствительным и ранимым. Его задевают малейшие просьбы, он болезненно реагирует на любую критику в свой адрес. Известны случаи, когда критика родителей в отношении умственных способностей ребенка, приводила к попыткам суи цида. В этот период общение с подростком становится практически невыносимым испытанием — любой разговор заканчивается слезами и скандалом.

  1. Посткритический этап

Этот период можно считать заключительным в подростковом кризисе. Ребенок пытается заново выстроить свои отношения с окружающим его миром. Девизом этого этапа может стать фраза «Я сам!». Подросток стремится все сделать самостоятельно. Он рвется к свободе, но, зачастую, просто не знает, что с ней делать. И чем больше разумной свободы он получит от родителей, тем быстрее закончится его борьба за свои права. Чаще всего на этот период выпадает и первая любовь, которая закладывает основы отношений с противоположным полом на всю жизнь, и первая сигарета, и первые жизненные победы, которые подросток кладет в свою «копилку». Отношения с родителями начинают постепенно выравниваться и гармонизироваться. Ребенок выстраивает их на правах взрослого человека, требующего уважения к своим жизненным принципам.

Каждый из этапов подросткового кризиса длится определенный период времени. Это зависит от многих факторов:

  • пола подростка;
  • воспитания;
  • отношений с родителями;
  • атмосферы внутри семьи;
  • глубины проявления кризиса в пиковый этап и т.д..

Специалисты отмечают в особо сложных случаях затягивание подросткового кризиса до 18-19 лет. Многие подростки вступают во взрослую жизнь, так и не пройдя все этапы кризиса поочередно. Они останавливаются на каком-либо одном из них и уже в своей самостоятельной жизни пытаются решить ворох накопившихся проблем, мешающих им проявлять себя в роли взрослой личности.

Проблема кризиса подросткового возраста

Взрослым очень часто кажется, что все проблемы подростков надуманны. На самом деле это не так. Ребенок сталкивается с действительно серьезными и непреодолимыми для него ситуациями. Причем сталкивается впервые, не имея опыта и инструментов для их решения. Он только начинает делать робкие шаги во взрослую жизнь, которые закладывают фундамент в его личностное становление. Попробуем выделить несколько основных проблем подросткового кризиса:

  1. Борьба за свободу

Практически на всем этапе своего взросления ребенок борется за свободу. Этот процесс начинается с первых самостоятельных шагов малыша и заканчивается, когда ребенок начинает жить отдельно от своей семьи. Борьба за свободу это самый естественный процесс становления и развития личности, но, к сожалению, родители не всегда разделяют стремление своих детей к самостоятельности. Многие родители так боятся дать некоторую свободу своим детям, что контролируют каждый их шаг: просматривают компьютер, соцсети, телефоны, устанавливают строгие правила и т.д. Все эти методы воспитания только усугубляют отношения в семье и озлобляют подростка. Родителям стоит принять своего ребенка как взрослую личность, которая имеет право на свободу и уединение по своему желанию. Постарайтесь дать подростку так называемую «безопасную» свободу, гармонизируя ее рядом обязанностей. К примеру, не запрещайте ребенку проводить свободное время со сверстниками там, где он хочет, но обяжите его отвечать на любой ваш телефонный звонок немедленно и приходить домой в определенное вами время. Так ребенок приучится быть более ответственным и станет воспринимать взрослую жизнь не только как сказку о неограниченной свободе.

  1. Первая любовь

Скорее всего, каждый взрослый помнит это болезненно-восхитительное чувство первой влюбленности, которое обожгло сердце на всю оставшуюся жизнь. Отношения с противоположным полом в подростковый период манят и пугают одновременно. С одной стороны подросток испытывает сильную тягу к противоположному полу, вызванную всплеском гормонов. А с другой стороны он не имеет опыта в этой сфере, что провоцирует агрессию и замкнутость. Помочь ребенку справиться с этой проблемой очень сложно. К сожалению, он должен «набить свои шишки» и получить свой неоценимый опыт, который будет помогать ему в дальнейшем. Задача родителей просто быть рядом и поддержать в трудный момент советом, а иногда просто сочувствием.

  1. Мнение о себе

Одна из самых главных проблем подросткового кризиса это мнение ребенка о себе. Заниженная самооценка является корнем зла многих поступков подростка. Чаще всего он недоволен абсолютно всем:

  • формой лица;
  • фигурой;
  • волосами;
  • размером ноги;
  • ростом;
  • цветом кожи;
  • тембром голоса;
  • умственными способностями и т.д..

Подросток не замечает в себе плюсов, но усиленно культивирует минусы, как выдуманные, так и реальные. Все попытки переубедить ребенка обычно ни к чему не приводят, и родители чаще всего опускают руки, надеясь, что со временем все изменится. К сожалению, не изменится. Задача родителей постоянно говорить подростку о его положительных качествах, хвалить и помогать в улучшении внешности. С девочкой можно сходить в салон красоты и пройтись по магазинам, чтобы научить ее правильно подбирать одежду. Мальчика хорошо бы записать в спортивный зал или бассейн, физическая нагрузка поможет фигуре быстрее сформироваться по мужскому типу.

Подростковый кризис это сложный этап для любой семьи, пережить который можно только проявляя безграничную любовь и нежность по отношению к своему взрослеющему ребенку. Родителям, которые любят своего ребенка, а также имеют с раннего детства доверительные и теплые отношения с ним, имеют больше шансов благополучно справится с подростковым кризисом своего чада. Да и самому подростку в такой семье будет гораздо проще пережить этот трудный период его жизни.

Приветствую вас, дорогие читатели и создатели (родители) нашего будущего – подростков. Ваше чадо перешло в средние классы школы, а вместе с этим вы перестали его узнавать? Вы догадываетесь, что наступил подростковый период, но пока еще не уверены точно? Тогда читайте эту статью.

Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).

Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.

  • Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
  • Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.

То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.

Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.

Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:

  • ранний подростковый возраст (10-14);
  • старший подростковый возраст (15-17).

Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.

Резюме

Ведущая потребность возраста – стремление к нарочитой взрослости, самоутверждению.

Социальная ситуация развития – подросток-сверстник.

Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение со сверстниками.

Из-за выплеска гормонов возникает:

  • повышенная утомляемость,
  • рассеянность,
  • вялость,
  • обидчивость.

К главным новообразованиям подросткового возраста относится:

  • становление Я-концепции, самосознания, рефлексии;
  • идентификация;
  • осознание индивидуальности.

Всего в подростковом периоде можно выделить две фазы: негативную и позитивную. Переходом от первой ко второй считается начало продуктивной деятельности.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье .

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Характерные для возраста реакции

Для подросткового возраста характерны четыре реакции:

  • эмансипации;
  • группирования со сверстниками;
  • интереса к противоположному полу;
  • многочисленных увлечений.

Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Реакция эмансипации

Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:

  • эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
  • поведенческую (уход от контроля родителей);
  • нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).

Группирование со сверстниками

Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.

Интерес к противоположному полу

Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.

Увлечения

Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:

  • интеллектуально-эстетические (глубокая увлеченность чем-либо);
  • телесно-мануальные (цель занятий – сила и выносливость);
  • лидерские;
  • эгоцентрические (самодеятельность);
  • азартные (ставки);
  • информативно-коммуникативные (телевизор, интернет, телефон).

Половое развитие

Проходит по двум направлениям:

  • осознание собственной телесной сексуальности;
  • поиск родственной души и любви, романтизация отношений.

Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.

Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.

Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.

Физическое развитие

В год подростки вырастают в среднем на 9 сантиметров. Происходит стремительный рост сердечной мышцы (длина, ширина, объем). Изменяется давление (как правило, повышенное), сердечный ритм. Все системы организма стремительно видоизменяются.

Для современных подростков характерно общее ослабление. Несмотря на кажущуюся акселерацию, в сравнении с подростками прошлых десятилетий современные девушки и юноши, согласно результатам исследования Л. В. Мищенко, более чем в 80 % случаев испытывают дефицит веса. Уменьшилась и общая сила.

Эмоциональная сфера

Характерна эмоциональная неустойчивость и противоречивость:

  • целеустремленность и импульсивность;
  • самоуверенность и легкая ранимость;
  • неуверенность, романтизм и рационализм, цинизм.

Эмоции отличаются длительностью и интенсивностью.

Когнитивное развитие

Происходит переход к абстрактному мышлению, гипотетико-дедуктивным рассуждениям, методам анализа и синтеза, умозаключениям, произвольному вниманию и памяти. Подросток может:

  • видеть перспективы;
  • ориентироваться на возможное будущее;
  • анализировать собственное поведение;
  • мыслить гипотетически;
  • планировать будущее;
  • двигаться от общего к частному;
  • запоминать материал с помощью мнемонических приемов.

Личностное развитие

Для подростков характерно чувство взрослости. Взрослость у них может носить следующий характер:

  • подражательный (самый простой, но сомнительный путь: имитация внешнего вида);
  • образцовый (стремление походить на «настоящую женщину», «настоящего мужчину»);
  • социальный (сотрудничество со взрослыми, участие в жизни семьи, общества);
  • интеллектуальный (самообразование, дополнительный поиск научной информации).

В подростковом возрасте происходит слом прежних ценностных ориентаций и поиск либо создание новых ориентиров.

Самосознание формируется через эгоцентризм, который преодолевается путем познания сверстников (общение). Изначально эгоцентризм проявляется двумя вариантами:

  • ощущение себя актером и восприятие мира как сцены;
  • убежденность в уникальности своих эмоций.

Общение со сверстниками и любовь

Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.

Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:

  • передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
  • половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
  • психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
  • эмансипация от родителей.

Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:

  • платонический,
  • эротический,
  • сексуальный компонент.

Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).

Задачи возраста

В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима. Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста.

  1. Принятие своей внешности.
  2. Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).
  3. Изменение стиля и форм общения со сверстниками.
  4. Установление нового стиля отношений с родителями (равноправное сотрудничество).
  5. Развитие профессиональных интересов и способностей для дальнейшего профессионального ориентирования в юности.
  6. Принятие и усвоение зрелого поведения, предполагающего ответственность и инициативность.

Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.

Дезадаптация

Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:

  • критичностью к себе и другим;
  • сверхчувствительностью;
  • ранимостью;
  • агрессивностью;
  • неустойчивостью желаний и настроений;
  • внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).

Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.

Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.

  • Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
  • Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
  • Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.

Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об .

Подростковый кризис

Подростковый кризис – понятие относительное:

  • часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
  • кто-то отводит на это первый год;
  • а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.

Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.

Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – .

Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).

Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.

Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:

  • снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
  • негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).

  1. Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту. Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
  2. От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
  3. Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
  4. Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
  5. Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке. Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
  6. Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно. Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.

Запомнить новый принцип взаимодействия просто:

  • не приказы, а просьбы;
  • не нотации, а пожелания;
  • не контроль, а просьба информировать и так далее.

Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.

Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.

Как поспособствовать положительному поведению ребенка

Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции . То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

  1. Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
  2. Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
  3. Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
  4. Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
  5. Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
  6. Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
  7. Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
  8. Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
  9. Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.

Критичные ситуации

В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:

  • преступность,
  • зависимости,
  • депрессии и суицид,
  • психосоматические заболевания.

Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.

В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).

Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.

О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей и .

Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!

Всем хорошо известно, что в своём развитии ребенок преодолевает несколько серьёзных душевных кризисов:

  • кризис одного года
  • кризис трех лет
  • кризис семи лет
  • подростковый кризис.

Если придерживаться отечественной периодизации этапов развития, то подростковый кризис наступает, когда ребенку исполняется 13 лет, после чего он уже считается старшим подростком. Таковым он будет являться до 15 лет. Возраст 13 лет весьма непростой период для родителей. Для самих детей 13 лет характеризуется связью с болезненным разрывом прежней системы отношений, ознаменованием кардинальных . В подростковый кризис у ребенка резко меняется мировоззрение, отношение к себе и к окружающей действительности. В этот период всё, что было «до» кажется бессмысленным и не правильным.

Подростковый кризис - один из самых тяжёлых кризисов, которые ожидают ребенка в период взросления и полового созревания . А если не дай бог ? Очень часто родители просто перестают узнавать своего подросшего отпрыска и не знают, как себя вести с этим новым, незнакомым им человеком, который становится способен на действия, которые от него ранее никто не ожидал.

Подростковый кризис и его вестники

  • Падение продуктивности. Снижается успешность при выполнении творческих заданий. Подростковый кризис влияет на переход к мышлению посредством дедукции . Теперь подросток учится выводить умозаключения, выявлять закономерности. Хотя, ранее опирался, прежде всего, на полученные знания и наглядность. Школьные оценки уже не всегда радуют взрослых. Подростковый кризис подталкивает подростка к вопросам, не подразумевающим однозначного ответа. Ему нравится философствовать и рассуждать.
  • Негативизм. Состояние подростка амбивалентное. С одной стороны, он отвергает прежнюю систему отношений, тяготится внешними требованиями и правилами, активно их опровергая. С другой стороны, подростковый кризис действует на подростка, и он переживает внутреннее смятение, недовольство, тягу к одиночеству . Сила проявления негативных реакций будет зависеть от конкретного ребенка, семьи.

Взросление идет неравномерно, зависит от массы факторов, которые, так или иначе, влияют на саму специфику перестройки и становления личности . Однако, как бы ни был индивидуален этот процесс, подростковый кризис неизбежен. Это не следствие плохой кармы, напасти, беды, или болезни. Это один из закономерных этапов возрастного развития.

Иногда родителей охватывает просто волна эмоций, и они ощущают безвыходность ситуации, подростковый кризис в лице подростка в очередной раз демонстративно хлопает дверью. Он старается отгородиться от них, а они не принимают его желания и права на уединение . Родители считают, что теряют его, поэтому стремятся как можно больше знать о нем. Подросток воспринимает это в качестве бесцеремонного внедрения в собственное личное пространство. Стоит запастись терпением, пониманием, спокойствием, мудростью, ведь настал нелегкий этап в жизни всей семьи. Родителям нужно понимать, что сейчас их ребенку непросто.

Наиболее часто подростковый кризис проявляется в демонстративном поведении. Ребёнок стремится сделать всё, чтобы его заметили. Подросток с демонстративным поведением может намеренно сообщать родителям важные события своей жизни в самый неподходящий момент, в присутствии большого количества посторонних людей. Такой подросток часто вмешивается в разговор взрослых, в основном с фразами «А я…», «А мне…», «А у меня…». Он не выносит ни малейшего внимания в чью-либо сторону, кроме него самого.

Подросток испытывает гормональный скачок , идут масштабные физиологические преобразования организма. Однако психика и мозг подростка не развиваются столь активно. Хотя, характеристики мышления и меняются разительно, но все же не так быстро. Возникает противопоставление желаемого реальности. Подростковый кризис формирует новые потребности, появляется ярое стремление добиться независимости. Хотя, общество (домочадцы, учителя) не спешат менять к нему свое отношение. Такой подросток может отказать сверстнику в помощи, а когда представится возможность на виду у всех оказать её, громко комментируя свои действия. Например, на просьбу соседа по парте дать запасную ручку он ответит отказом, а потом на виду у всех даст её со словами«Что же ты карандашом пишешь? Вот, возьми лучше мою ручку!»

Это тот же кризис «Я сам», как и в 3 года, только теперь это кризис в социальном контексте. Сейчас им двигает тупиковое желание. Он пытается добиться свободы , но на самом деле не знает, что с ней делать. Модель поведения взрослого человека еще неустойчива, подростковый кризис действует в полной мере. Подросток еще не понимает себя, он только в поиске. В голове все чаще возникают такие вопросы, как «Кто я такой?», «Для чего живу?». Он подводит черту под своим этапом детства и снова делает первые шажки, только уже во взрослую жизнь.

Каждый кризис после выхода из него дарит что-то новое. Подростковый кризис становится новообразованием возникновения самосознания, как особой психологической функции и чувство взрослости. Этим обусловлено, противостояние двух противоборствующих сторон (детей и их родителей). Подросток хочет походить на взрослого и скинуть с себя излишнюю опеку, демонстративно показать, что он уже вырос. Родители, в свою очередь, стремятся огородить его от возможных ошибок. Мнения психологов о том, стоит ли бороться с таким демонстративным поведением подростка расходятся. Одни считают, что раз это не приносит проблем, то не стоит вмешиваться во внутренний мир ребёнка и надо дать ему самому пройти подростковый кризис. Другие возражают, что рано или поздно демонстративное поведение станет приносить проблемы родителям и самому ребёнку, поэтому бороться с кризисом в любом случае нужно.

Подростковый кризис зачастую демонстрирует негативный характер . Начинают поступать жалобы на плохое поведение от учителей школы. Ребёнок может намеренно нарушать дисциплину, лишь бы на него обратили внимание. Он будет перебивать учителя, вставлять своё слово с любой удобный и не удобный момент. В крайних случаях подростки могут намеренно затевать драки. В последствии, при выяснении причин драки, такие дети на вопрос «В чём причина драки?» отвечают «Не знаю» или «Просто так».

Птицу в клетке не удержишь, да и зачем? Тоталитаризм не выход. Подростковый кризис в такой позиции лишь усугубит протекание. Лучше постараться наладить диалог со своим упрямцем. Важно вовремя выстроить с ним доверительные отношения . Расширение зоны его свободы – неизбежный процесс. Это сложно и требует от родителей определенной доли мужества и решимости. Однако если не предоставлять ему должную степень ответственности, как он сумеет научиться держать ответ за свои поступки? Он не может всю жизнь прожить в тепличных условиях и столкновение с реальным миром неотвратимо. В то же время права подростка должны ему даваться наряду с его обязанностями.

Более совершенное самосознание в подростковый кризис помогает успешно познавать и постигать свой внутренний мир. Увеличиваются представления подростка о себе, своих интересах и способностях. Теперь его поведением руководит желание достичь какой-либо цели и воля. Хотя, еще сохраняется слабость целей, а не воли.

У подростков возникает отношение к себе как к полноценному представителю мужского или женского пола. Внешность приобретает особое значение . Она служит презентацией себя во внешнем мире. Подросток старается вывести собственное представление о себе. Сопоставляет свою позицию с оценками других, их идеалами и стандартами.

Наряду со своей тягой к независимости, свободе подростки весьма внушаемые. Подростковый кризис действует на их самооценку, которая стоит на очень зыбких основах, а внутренняя позиция не зрела. Общение со сверстниками продолжает оставаться важным. Они стремятся найти себе единомышленников, утвердиться в молодежной среде. Так формируются группы, например, всяческие субкультуры. Нужно следить, как влияет на подростка круг его общения. Если у вас имеются опасения относительно его знакомых, попытайтесь с ним обсудить эту тему и рассказать о своих переживаниях. Он не прекратит сразу дружбу с ними, но станет осторожнее. Это подействует только, если у вас выстроены доверительные отношения.

Причиной отсутствия доверительных отношений может является недостаток внимания . Присмотритесь к своей семье - подростковый кризис берет начало от отношений с родителями. Сколько часов в день Вы проводите с ребёнком? Знаете ли Вы друзей своего чада? Пытаетесь ли наладить отношения с своим подростком? Как давно Вы проводили время всей семьёй? Знаете ли Вы чем увлекается ваш ребенок? Нет?

Тогда именно общение с ровесниками становится для него первостепенным. Это при подростковом кризисе его ведущая деятельность на данном этапе возрастного развития. Общение необходимо для его полноценного становления.

Не стоит бить тревогу и запирать его дома, если падает успеваемость . Подобная ситуация становится вполне закономерной, постарайтесь просто его мягко ввести в нужное русло. Здесь важен авторитет не только вас, как личности, но и восприятие личности конкретного педагога. Сохраняйте спокойствие, следующим этапом станет его желание утвердиться в этом мире, а ведущей будет учебно-профессиональная деятельность.

Ребенку, проживающему подростковый кризис важна помощь, поддержка, участие, вера и доверие родных и близких людей. Он нуждается в советах, потому что часто еще не знает, как поступить. Постарайтесь быть для него таким человеком.

Уделяйте больше времени общению с ребёнком, особенно когда у него настал подростковый кризис. У мальчиков обычно он протекает в период с 12 до 18 лет, у девочек пораньше с 11 до 16 лет. Возьмите за правило вместе ужинать, обсуждать события минувшего дня всей семьёй. Узнайте, что интересно вашему ребёнку и поощряйте его интерес, обсуждайте с ним его успехи в этой области. Сын увлекается дзюдо? Посещайте все его соревнования, будьте всегда в первом ряду. Дочь всерьёз занялась изучением китайского языка? Запишитесь вместе с ней на языковые курсы.

Будьте всегда в курсе дел вашего ребёнка, и он это обязательно оценит!
А какими в 13 лет были вы?

Сохраните информацию.