Как приучить ребенка к чтению: советы психолога. Как заставить ребенка читать? Лучшие советы экспертов




Летом наступает перерыв в учебе, но это не значит, что нужно делать перерыв в чтении. Исследования показывают, что дети, которые хорошо читали в начальных классах, становятся гораздо более успешными в старших классах. Как заставить своего ребенка читать, когда все, что он хочет, - это игры? Вот несколько способов, как приучить ребенка к чтению, чтобы ему это нравилось.


1. Дети мечтают, что на каникулах они будут проводить время на природе, наслаждаясь солнцем и жаркой погодой. Так как весь учебный год они находились в классе, то летом они не хотят быть запертыми с книгой у себя в комнате. Объясните ребенку, что читать можно в любом месте: на пляже, в парке. Отправьтесь на пикник всей семьей, где между всего прочего ваш ребенок прочитает несколько глав интересной книги.



2. Если целью является последовательное чтение, просите своего ребенка читать все, что содержит слова и предложения. Возьмите его с собой в продуктовый магазин, чтобы они читал все из списка. Также пусть он читает вывески на проходах, чтобы найти все, что вы ищете. Вы также можете распечатать направление движения, когда вы собираетесь в семейную поездку, таким образом ваш ребенок будет читать его вам.

4. Наверняка в вашем городе есть библиотеки, которые находятся недалеко от вашего дома. Ходите со своими детьми в библиотеку хотя бы раз в неделю. Пусть они почитают то, что хотят. Большинство библиотек проводят тематические мероприятия в течение лета, обязательно посещайте их вместе с детьми.



5. Исследования показывают, что чтение вслух для детей младшего возраста является не только одним из лучших мероприятий по стимулированию языка и когнитивных навыков, но и создает мотивацию, любопытство и развивает память. Заведите эту привычку, пока они еще дети. Читайте с детьми много книг, чтобы в конечном итоге у них появились любимые произведения, которые бы они перечитывали снова и снова.



6. Летом выходит очень много новых фильмов, и ребенок может попросить сходить посмотреть их в кино. Сделайте это частью учебной деятельности! Если фильм снят по книге, заставьте ребенка прочитать ее перед его просмотром. Большинство семейных фильмов снято по книгам, поэтому их прочтение может стать увлекательным времяпрепровождением. Если фильм не имеет книжного аналога, найдите отзывы и рецензии в интернете, чтобы ребенок прочитал их.



7. Прочтение утренней газеты во время завтрака тоже может быть веселым занятием. Ребенок будет не только
тренироваться в чтении, но и быть в курсе происходящих в стране и мире событий. Подбирайте интересные статьи и читайте их вместе с детьми. Если дети достаточно взрослые, просите их пересказывать прочитанное, чтобы знать, понимают ли они то, что прочитали.

8. Если вы хотите, чтобы ваши дети читали, вы тоже должны читать. Когда ребенок видит, с каким интересом его родители читают газету, журнал или книгу, он тоже примется читать.

Чтение - очень важный этап в жизни ребенка. Как вы учили малыша держать ложку, ходить на горшок, переодеваться - с той же важностью и терпением нужно привить ребенку любовь к книге и процессу чтения. Однако не будьте столь категоричны — меняется время, меняются и дети.

Потрогайте книгу! Покажите ребенку преимущества бумажной книги перед цифровыми носителями. Книгу можно потрогать, пролистать ее страницы, почувствовать шероховатость бумаги, насладиться ароматом свежей печатной краски. Именно это заставляет людей все еще читать бумажные книги. Маленьким детям можно купить интересные бумажные книжки с объемными картинками, которые предстают на странице при ее открывании. Очень много тактильных книг с различными неровностями и деталями. Приучите ребенка трогать страницы - это важно.

Подбирайте книги. Всего одна неудачная книга может привести к тому, что ребенок откажется читать из-за скуки. Очень важно выбрать книгу по возрасту, интересам и предпочтениям ребенка. Например, детям младшего школьного возраста можно предложить приключения Незнайки, а тем, что постарше - приключения Тома Сойера. Если ребенок интересуется компьютерными играми, учтите это - в современном издательстве полно книг и про компьютерных героев. Важно выбрать то, что заинтересует ребенка.

Читайте сами. К сожалению, ребенка трудно заставить что-то делать, если вы сами этого не делаете. Если мама и папа будут проводить свободное время за книгой, рассказывать друг другу прочитанное, восторгаться героями и увлекательно проводить время именно так, малыш заразится. Он поймет, что книга - это окно в мир, который можно исследовать, не слезая с дивана. Глупо надеяться на чтение ребенка, если вы сами целый вечер проводите перед экраном телевизора.

Держите дома книги. Современные дома обустраиваются так, что в них не находится места для пыльных, громоздких и объемных книг, особенно, если все то же самое можно найти в электронном виде. Если вы хотите вырастить читающего ребенка, нужно иметь в доме книжный шкаф, или хотя бы полку, где ребенок бы мог поковыряться. Относитесь к книгам с уважением - не позволяйте с ними играть маленьким детям, объясните ребенку, что книгу нельзя рвать, нельзя рисовать на ней.

Развивайте воображение. Вы можете мотивировать ребенка к развитию воображения различными выдуманными историями, байками. Сочиняйте небылицы и сказки вместе, позвольте ребенку открыть в себе творческое мышление. При хорошем воображении читать будет легче - образы будут легко складываться, чтение будет интересным.

Учите стихи. Стих - это та малая доза информации, которую ребенок может освоить, понять и преподнести самостоятельно. Стихи развивают память, пробуждают любовь к слогу.

Диафильмы. Заставить читать маленького привереду помогут старые диафильмы. Прокручивая пленку, малыш заинтересуется происходящим на картинке и непременно захочет понять, что происходит в сюжете. Для этого ему придется прочитать комментарий снизу картинки.

Разыгрывайте спектакли. Для детей дошкольного возраста очень интересен сам сюжет, поставленные диалоги, переживания, действия. Поэтому, для заинтересованности можно делать с ребенком маленькие спектакли и читать по ролям. Кстати, это можно делать еще до того, как малыш научится читать.

Выбирайте время. Современные дети имеют гораздо большую нагрузку, нежели их родители в аналогичном возрасте. Сегодня практически все школьники имеют дополнительные занятия - спортивные секции, языковые курсы, творческие кружки. Не заставляйте читать пришедшего домой уставшего ребенка. Выбирайте для общения с книгой свободное время, чтобы малыш был отдохнувшим, заинтересованным и в хорошем настроении. Только при этих условиях можно привить ребенку любовь к чтению.

Совместное чтение. Выберите увлекательную книгу и читайте ее вместе с ребенком, можно перед сном. В очередной раз остановитесь на самом интересном моменте и скажите, что продолжение прочитаете завтра. Нетерпение малыша может привести к тому, что он сам примется узнавать окончание истории.

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Поднимая такой важный вопрос, сразу хочется сказать, что слово ЗАСТАВИТЬ и слово ПОЛЮБИТЬ имеют все-таки разный смысл. И разумеется словосочетание «заставить полюбить» вообще лишено под собой реальной почвы. Заставить полюбить невозможно. Любовь можно вызвать уважением и живейшим интересом. Другого пути к любви нет. Увы. Что же касается слова «заставить», то тут много путей: игра на чувстве страха, на чувстве ответственности, на чувстве надежды. Заставить можно методом шантажа, методом поощрения, обещанием наказания или лишения чего-то любимого. А еще можно схитрить. Например, устроить игру-головоломку, где ответы спрятаны на страницах книг. Просто спрятать в книге нечто ценное, скажем, 100 рублей на мороженку. И чтобы найти сторублевую бумажку, ребенку нужно найти эту самую книгу. Дать ребенку загадку, мол написал книгу английский писатель 19 века. Если такую принудительную игру ввести на постоянной основе, то у ребенка будет материальный стимул. Начинать конечно нужно с легких вопросов или с вопросов с подсказками, чтобы вовлечь ребенка в игру. В конечном итоге ребенок может и не полюбит читать, но хотя бы будет обращать внимание на существование книг, знать их авторов и повышать эрудицию. Другой вопрос — нужно ли вам такое отношение ребенка к литературе. Есть и другие хитрые методы. Ведь изобретательность человека безгранична.

Какой путь привлечения ребенка к чтению выбрать — решать исключительно вам. Я же в свою очередь могу лишь подсказать и посоветовать.

Самое простое решение — это взять в руки ремень. Но тогда будьте готовы к стойкой ненависти ребенка к книгам навсегда. Надеюсь среди наших читателей таковых нет. И мне нет необходимости обсуждать абсурдность такого метода.

В одной из своих книг Сергей Лукьяненко писал, что по сути чтение книг всегда было и останется развлечением интеллектуалов. По его мнению таких людей всего 10%. Откровенно говоря, все люди не могут одинаково увлекаться одним и тем же. Я не считаю, что это плохо. Это просто факт. И если ваш ребенок категорически не желает читать, то оставьте его в покое. Если же вы непременно желаете его заставить читать, то попробуйте пойти на хитрость.

Я распишу несколько шагов, как и что можно здесь предпринять.

Шаг 1. Выявить причины нелюбви к чтению.

Причина 1. Прежде всего нужно выяснить причины нелюбви к чтению. Спросите у ребенка откровенно почему он не любит читать. Самый распространенный ответ «Зачем? Когда можно посмотреть кино? » Я переведу этот ответ — зачем трудиться, когда можно получить удовольствие, не прилагая никаких усилий? Да, чтение — это труд! И еще какой труд! Нужно вчитываться в сюжет, уметь представлять образы, анализировать характер героев, думать о происходящем, увидеть обстановку эпохи, интерьер, костюмы героев, их лица, уловить их эмоции. Иными словами нарисовать в голове свое кино. А для этого нужно иметь богатое воображение и фантазию, т.е. нужно напрячься интеллектуально. Польза чтения как раз и заключается в бесконечной работе мозга. Ведь даже закрыв книгу, человек еще долгое время находится под ее впечатлением.

Как же быть, если ребенок ленится думать? Первое, не требуйте от ребенка читать именно классику. Посмотрите на его интересы. Если это компьютерные игры, то найдите книгу про героев компьютерных игр. Да, наступили такие вот несправедливые времена. Герои книг попали в компьютерные игры и увлекли в свой виртуальный мир наших детей. Теперь мы должны найти способ и увлечь детей туда, где герои игр родились изначально. А это почти всегда книги. Если говорить про кино или мультфильмы, то здесь все тот же способ. Знаменитый Шрек, например, родился далеко не в киностудии, а в книге американского писателя Уильяма Стейга под названием «Шрэк». Книга кстати состоит всего из 32 страниц. Почему бы не попытаться заинтересовать ребенка вопросом «А знаешь ли ты кто придумал Шрека и с чего все на самом деле началось» ? Если это любимый герой, то скорее всего ребенок заинтересуется. Вот тут и настанет момент истины — вы достанете заветную книжку всего в 32 страницы! Плюс в том, что мозги особо напрягать не нужно. Ведь образ Шрека, обстановка, в которой он жил, его характер — это все уже придумано кинематографом. Вам нужно будет лишь постепенно вводить ребенка в сложный мир интеллектуального досуга. В качестве предлога так же могут служить книги , про драконов Олуха, пиратов и т.д.

Причина 2. Бывает и другая причина нелюбви к чтению. Это «Да во всех книгах муть! Скучно это все! » Здесь проблемы уже другого свойства. Ребенку просто не интересно читать. Значит знакомство ребенка с книгами начиналось не с тех книг. Большой ошибкой многих взрослых является стереотип выбора в пользу классики. Мол наше поколение плюс поколение наших бабушек выросло на этих книгах. Значит эта книга проверена веками! Давайте заглянем правде в глазе. Не всегда проверенное веками бывает истиной. Веками считалось, что Земля плоская. А она оказывается шарообразная. Да и жизнь все-таки меняется. Меняется сознание человека. Меняются и дети с их интересами и живущими в коммунальном раю. Так что понять какова жизнь Крошечки-Хаврошечки детям не так-то просто. А вот проблемы дети прекрасно поймут. Еще один момент — обращайте внимание на динамику произведения. Современный мир очень стремительный. И мы, и наши дети живем в очень быстром ритме. Поэтому окунаться в долгие описания чувств или красоты природы детям сложно. К таким книгам нужно ребенка приводить постепенно и малыми дозами. Такова действительность. Не следует выбирать книги большого объема. Всему свое время. В книге должно быть место для приключений и юмора. Книга должна быть близка ребенку. Поэтому лучше всего выбирать такое произведение, где главными героями книги являются ровесники ребенка.

Причина 3 . Считается, что проблема с чтением возникает у «заброшенных детей» А вот мамы до костей мозгов никогда не задаются вопросом «?» Это миф. Иногда родители так сильно загружают ребенка, что он желает только одного — отдохнуть, как обычные дети! Т.е. побегать, попрыгать, похулиганить. Какие уж тут книжки! Хочется физической нагрузки. И здесь мамам стоит задуматься — а точно ли вашему ребенку нужно почитать? Перегрузки иногда доводят детей до полного истощения. И там уж точно не до книг.

Шаг 2. Пример для подражания.

Непременное обязательное условие — быть примером пионером. Иными словами — а сами-то вы как часто читаете? И если вы предпочитаете телевизор или компьютер книге, то вы не имеете морального права требовать от ребенка иного. В конце концов он такой же человек.

Разобравшись с причинами нелюбви ребенка к чтению, вам нужно найти такие книги, которые теоретически могли бы соблазнить ваше чадо на процесс чтения. Вы можете отправиться в библиотеку, на специализированные форумы или на сайты, подобные нашему. Выпишите около 10 книг, которые могли бы претендовать на роль соблазнительниц. Критерии отбора просты: книга должна быть динамичной, в меру объемной (а лучше короткой), красочной и хоть как-то перекликаться с современным миром (Пример со Шреком). Прочитайте эти книги сами. Хотя бы просто пробегите глазами по строчкам. Слог должен быть простым. Сюжет увлекательным. Совсем великолепно если произведение еще и с юмором. Так у вас будет под рукой план чтения. Хорошо найти в каждой книге завораживающий момент и сделать пометочку в своем плане с указанием нужной страницы.

Шаг 4. Привлечение внимания к книге.

Способов здесь много. Кто-то начинает уборку книжной полки и как бы невзначай открывает самую яркую картинку и демонстрирует ее ребенку, а потом заинтересованно начинает зачитывать ту самую помеченную страницу. Кто-то делится при ребенке с женой/мужем: «Представляешь, у меня на работе только и разговоров о книге «N». Все как с ума сошли. Говорят, что эта книга особенная. У Маши сын прочитал взахлеб и стал учиться намного лучше! Марина купила своей, так и у нее дочь пятерку принесла. » А кто-то просто раскрывает книгу с красивой картинкой на самом видном месте, якобы оставив ее в таком положении случайно, куда-то торопясь. Можно читать книгу перед сном и дойдя до смешного момента сознательно громко расхохотаться. Потом еще раз и еще раз. Любопытные от природы дети должны клюнуть на наживку и поинтересоваться что же произошло такого смешного. Можно даже немного поломаться и ответить не сразу. Мол потом расскажу и продолжать дальше увлеченно читать. И вновь демонстративно рассмеяться. Тут уж внимание ребенка будет повышенным наверняка. Есть и игра на чувстве долга. Например, маме нужно делать два дела одновременно. И маму на работе (придумайте где еще к маме могли обратиться с такой просьбой) попросили написать рецензию или отзыв по книге «N». Допустим, за отзыв ей обещали заплатить. Но у нее нет времени на чтение книги. Вот она и просит ребенка прочитать ей книгу вслух, пока сама чистит картофель.

В любом случае вы своего ребенка знаете лучше всех. Попробуйте придумать свою хитрость. Сыграйте на самолюбии, любопытстве, ответственности и любом другом чувстве.

Шаг 5. Удержание интереса.

Привлечь внимание к одной из книг — это еще не победа. Интерес должен быть устоявшимся. Поэтому у вас под рукой должен быть план чтения. Его желательно пополнять.

Хорошо бы после прочтения как-то обсуждать книгу и ее главных героев. Например, попробовать сравнить персонажей книги с реальными людьми из жизни. Если запас прочитанного уже появился, то можно сравнивать персонажей разных книг между собой. Скажем, сравнить Бабу Ягу из русских народных сказок с . Предложить ребенку придумать свой вариант развязки. Вот что бы ваш чудесный мальчуган или девчушка сделали, если бы оказались в роли кинорежиссера? Как бы они сняли фильм по мотивам этой книги? Обычно детей увлекает этот творческий процесс. Кого бы ребенок из своих друзей и приятелей пригласил на съемки и кого на какие роли? А будет ли меняться концовка произведения? А будет ли продолжение? Ах, продолжения нет! Ну так придумай сам! Не можешь? Трудно? Может почитать другую книгу и позаимствовать приключения и идеи из нее? В конце концов в Голливуде именно так и поступают!

Если ребенок любит рисовать, то попытайтесь его увлечь другой игрой — в иллюстратора.

Если есть возможность, то найдите кроссворды или викторины по книге. Если есть альбомы с картинами художников по теме, то желательно посмотреть их.

Так ребенок уловит разницу между своим видением книги и другими людьми. А это есть понимание того, что в жизни каждый все воспринимает по-своему и под своим углом зрения.

Шаг 6. Ведение дневника чтения.

Если родители решили всерьез заняться вопросом интеллектуального досуга своего ребенка, то нужно вести наблюдение за процессом чтения. Желательно записывать какие возникли у ребенка вопросы во время чтения. В какой момент интерес упал, а в какой поднялся. Желательно записать что ребенок знал до чтения книги, а о чем услышал впервые. Что он понял из прочитанного. Хотелось бы ему походить на кого-то из героев и почему? Зачем это нужно? Чтобы можно было позже проанализировать рост ребенка, как личности и как читателя. Стал ли он разбираться в жанрах? Как идет развитие читательского вкуса? Нравятся ли красивые обороты речи? Ведь мир литературы очень богат. И чтобы стать интеллектуалом, нужно быть готовым к труду и интеллектуальной пище.

Для подростков, желающих войти в литературный мир, я бы порекомендовала книгу Олега Роя «Хранители. Повелитель книг». Эта книга в жанре фентези увлекательно расскажет какие сокровища сокрыты в литературе. И объяснит почему читать самому намного лучше, чем смотреть по мотивам.

Примерно так я бы ответила на вопрос .

Желаю всем взаимопонимания и успехов в воспитании.

«Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!», «Как заставить его взять книжку и думать головой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению», «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».

1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.

2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.

3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.

4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.

5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Ситуация 1. «Принудительная мотивация»

Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком – принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.

Комментарий:

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.

Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.

Ситуация 2. «Чтение и компьютер»

Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но – чудо! – за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…

Комментарий:

Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение – это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения – буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус – ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение à игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.

Ситуация 3. «Механическое чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, — разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту – читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…

Комментарий:

Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение – хранить и передавать значимый опыт.

  1. У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
  2. Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
  3. Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
  4. Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
  5. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
  6. Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
  7. Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
  8. Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
  9. Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Приемы мотивации чтения у детей

Маховская О. И.