Боевая прическа славян. Славянские причёски мужские Современные русские укладки




Боевая прическа славян меняет характер мужчины,делает его отважным,мужественным,бестрашным и вызывает панический страх у наших врагов

Благосостояние, уровень жизни и мировоззрение общества отражаются на человеке, в том числе и на причёске.

После распада Советского Союза настали времена мелких воришек или шпаны, которая проникла везде и насытила ауру всей страны уважением к ворам, мошенникам и подонкам, мужчины начали стричься под уголовников, т.е. налысо. Причёска отображает государственную политику. Телевидения, заполнили не очень приятные физиономии, которые точат гнусно вульгарные анекдоты на всю страну.и соответственные передачи и фильмы. А ведь не так давно анекдоты точили, в основном, в тюрьме от безделья. А сейчас в уважении в нашей стране - авторитеты, то есть преступники.

Вот и ходят до сих пор многие лысые по подобию уголовников, чем и подтверждают направления общества. " Но всё же можно изменить общество обыкновенной мужской национальной причёской. Старинная славянская и казацкая причёска, усы и чуб (оселедец), является боевой прической воина и даже царской причёской. Эту причёску носил царь Святослав, который погиб, в Запорожье. защищая Русь. Великий Князь Святослав был воином и соответственно носил боевую прическу славян. Без такой прически славянин не воин,а баба."

Отсюда и унаследовали запорожцы боевую и царскую причёску и много веков царствовали, и не только на Украине. И если все мужчины на Руси будут носить боевую и царскую причёску, усы и чуб, то славяне будут царствовать не только в своей стране но и во всем мире. Кроме этого, есть сведения, что такая причёска была у грозного Бога, громовержца, защитника славян - Перуна. Вот так просто можно изменить жизнь к лучшему, стоит только захотеть нашим мужчинам изменить причёску. Попробуйте и убедитесь в этом сами.

У нас сейчас такое время,что каждый славянин должен стать воином ибо мы порабощены и нам надо освобождаться. Эта боевая прическа не только идет славянам,она делает их красивыми и мужественными, и по этой прическе легко можно будет узнать своих, кстати если инородец сделает такую прическу,то она ему идти не будет, ибо он будет похож на обезьяну.

Также борода изменяет не только характер, но и жизнь мужчины и общества в целом. Если бы все мужчины страны носили бороды, то это была бы страна мудрецов и святых. Человек полностью меняется в зависимости от его причёски. Борода даёт мудрость и достоинство, усы и чуб (оселедец) - отвагу и бесстрашие. Борода для мужчин очень полезна в свободном обществе, где нет внутреннего врага.

Существует закон обратной связи. Изменят мужчины причёску - и изменится наше общество. Если с верхов нельзя что-либо изменить, то тогда низы должны менять себя, и верхи станут соответствовать обществу, которым они управляют. Поэтому если кто желает стать воином и потом по-царски пожить, то подстригитесь под чуб и оставьте усы. И вы будете знать, что такую прическу носил самый сильный Бог-Перун, царь Святослав, славные герои Запорожские казаки и Вы. Разницу вы почувствуете кем вы были и кем вы стали. И вас никто больше не сможет дурить и эксплуатировать.(правильный чуб должен быть не сзади,а спереди, на три или четыре пальца шириной от макушки до лба)

Будьте счастливы!

С уважением ко всем Михаил Левадный
P.S. Распространите эту статью по всем сайтам.

И напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Василий Тропинин. Портрет украинского крестьянина. Конец 1830-х - начало 1840-х. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Константин Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1810-е. Частное собрание

Василий Тропинини. Портрет пожилого украинского крестьянина. 1820. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка - «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды .

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

«Прическа князя состояла из длинного клока волос на бритой голове. Клок разделялся на две пряди, которые свисали с обеих сторон лица. Борода, дополнявшая прическу, была редкая, зато усы - густые и длинные. В ухо была продета серьга с драгоценными камнями».

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать - шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо - это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы - полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

Илья Репин. Бородатый крестьянин. 1879. Частное собрание

Константин Маковский. Русская красавица. XIX век. Частное собрание

Илья Репин. Белорус. 1892. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил» . Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы , замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Карл Людвик Христинек. Портрет графа Алексея Орлова-Чесменского. 1768. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Никитин. Портрет Гавриила Головкина. 1720. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» - ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара - за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии - парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» - прядь волос).

«Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, - словом, художник».

Николай Лесков, рассказ «Тупейный художник»

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» - высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы - в том числе, и российские дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

Вильгельм Каульбах. Портрет Ференца Листа. 1856. Мемориальный музей Ференца Листа, Будапешт, Венгрия

Владимир Боровиковский. Портрет Алексея и Александры Лобановых-Ростовских. 1814. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Портрет княгини Елены Павловны. 1828-1829. Частное собрание

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

«В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима».

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет - «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы - каре - у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки - щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве - и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка - «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Русские прически от Древней Руси до начала XX века

Введение

На эту тему написано уже достаточно много материала. Наша задача теперь - осветить малоизвестные факты, которые не упоминаются в других исследовательских статьях.
Начнём с констатации факта. Волосы, как у мужчины, так и у женщины - это сакрально, глубоко и непонятно сегодняшнему поколению в полной мере. Раньше ни женщины, ни мужчины не стриглись коротко. Великим позором считалось потеря волос и даже их части. Волосы и причёски были как некий образ, глубокий и продуманный. Это было частью культуры. Вот именно этот пласт мы сегодня и попытаемся раскрыть в нашей статье.

Значение волос для славянского мужчины

Наши современники, начнут песню, которая сводится к тому, что длинные волосы были неудобны мужчине. Дескать, он практичен и у него нет времени за ними ухаживать и следить, да и в бою наличие длинных волос может стать подспорьем сопернику. Это не так. Хорошо подготовленный и тренированный воин знает как прибрать волосы таким образом, дабы они не мешались и в бою и в повседневной жизни. И правда, они могут стать помехой в контактных видах спорта. Но в кулачных забавах не принято было таскать соперника за волосы, так как это было бы смертельной обидой, которая легко могла стать причиной для пролития крови. Кулачные бои были с определёнными правилами, и не по-славянски было заниматься такими глупостями, как дергать друг друга за волосы. А в битвах с врагом волосы убирались и прятались. Ну и в мечевом бое, да и в любом другом, присутствует дистанция и соперник поражается оружием на расстоянии. Так что волосы не помеха.

А то мнение, что мужчины не могли следить за своими волосами - всё это глупости и происходит от банального незнания или лени. Но это не значит, что у мужчины были волосы до пятой точки. Обычно длина волос была до плеч или чуть ниже. Как волосы достигали этой длины, далее контролировался. Все срезанные волосы сакрально сжигали в печи или на костре, ни в коем случае они не выкидывались. Таким сакральным методом предки передавали вечности часть себя. Волосы рассматривались как хранители знаний, опыта, они являлись мерилом чести и поэтому не удивительно, что обрезанные волосы могли сказать знающему человеку достаточно много информации. Ещё 20-30 лет назад бабки советовали в деревнях молодым сжигать обстриженные волосы. Но уже не поясняя всей глубины сакрального смысла.

Нужно поговорить немного и об убранстве волос. Чаще всего волосы собирались в хвост при повседневной носке. Хотя были различные методы убранства волос. Самым популярным на Руси были очелья. Очелье это головной оберег и в быту он собирает волосы так, что они не лезут в глаза. Ведь постоянная носка волос в пучке, стягивает волосы и голова несколько устает. Кроме того очелья это мощный оберег, который славяне использовали несколько лет и верили что он забирает негативную энергию. Поэтому на Масленицу, когда приходит время, очелье было принято сжигать. Когда же приходит это время для очелья, его носитель должен понимать сам. Очелье защищает от дурных мыслей, сглазов, наделяет человека различной защитой от негативных воздействий. Это барьер для ясности вашего мышления.

Кроме того волосы всячески украшались. Например, тонкими косичками, на конце такой тонкой косички был специальный узел. Но не каждый знает цель таких украшений. Это важный сакральный код. Или символ, если так удобнее. Такие косички с узелками вязались на память. Это как сегодня молодёжь носит верёвочки на руках. Принцип тот же, и ноги у этого растут из одного места. Только вот волосы, как мы писали выше, являются хранилищем памяти, духовным центром в представлении славян. И через эту призму становиться понятным, почему наши предки не особо любили стричься.

Мужчины ходили часто с не покрытой головой. Им не было нужды по традиции прятать волосы. Есть ещё древний рудимент (остаток старой традиции) когда при входе в церковь у христиан принято снимать шапку. Так вот это пошло со времён двоеверия. Так как славяне верили, что через волосы они получают связь с Богами. Это глубокий смысл.

Значение волос для женщин

Несколько отличается значение волос для славянок. Тут не нужно объяснять, почему у них были волосы до пят. Это норма и славянка всегда изображается либо с длинными волосами, либо в платке. Это первый сакральный смысл. Девушки до замужества могли щеголять с длинными волосами и не с покрытой головой. Замужние могли дома ходить с непокрытой головой, а на людях только в платке. Это как бы маркер замужней / не замужней славянки. Выход в свет замужней славянки считался не приемлемым и тот, кто осмелился выскакивать на улицу с непокрытой головой, мог услышать от людей фразу «опростоволоситься» что означало совершение ошибки в этикете поведения. Но у этой традиции есть и более глубокий смысл. Дело в том, что женщина замужняя больше была не должна впитывать волосами социальный негатив. То есть покрытая голова защищала сильнее, чем очелье. Хотя очелья девушки использовали наравне с мужчинами. Так же как и мужчины, девушки вплетали в волосы цветы, делали сакральные узелки – наузы. Единственное, для девушек волосы это не просто родовая память – это ещё и особая гордость. В девичестве в селениях часто устраивали смотрины девичьих кос. Недаром в сказках есть словосочетание «Варвара краса – длинная коса». У этой традиции есть и свадебный подтекст. Так как волосы считались самым важным и значимым украшением девушки. На таких смотринах присутствовали и потенциальные женихи. Для которых девичья коса передавала множество информации. Аккуратность, усидчивость, умение следить за собой и многое другое.
Очень важен и сакрален обряд расчёсывания. До замужества расчёсывание волос доверялось только матушке или бабушке по материнской линии. После замужества девушка должна была расчёсывать свои волосы сама. Муж мог расчесать женщине волосы, и по сакральному значению это должно было ему придать особые силы. Так как расчёсывание женских волос это особое таинство. И мужчина должен это делать правильно со сменой гребешков. То кто расчёсывал длинные косы, тот это поймёт. Только выполнив весь ритуал целиком, мужчина получал заряд энергии и силу, которая ему требовалась.

Выводы

Вот вроде бы волосы и волосы, ан нет, они играли огромную роль в жизни наших предков и мы должны хотя бы понимать, как тогда относились к такому явлению, какой тайный смысл и даже магию вкладывали люди в значению волос в своей жизни. Эта статья ещё раз показывает, насколько важны такие мелочи и как мы ещё мало знаем о наших предках.

На Руси, еще с дохристианских времен считалось что стиль и форма славянской мужской прически отражается на духовности человека. Моду на изменение причесок ввел Петр I, после того как побывав в Европе, он, вернувшись в Россию, подверг своих приближенных принудительному остриганию бороды и волос. Именно с петровских времен законодателями парикмахерской моды становятся народы Западной Европы.

Конечно, мужские славянские прически, вплоть до XVII века, не отличались разнообразием и оригинальностью.

В допетровскую эпоху целью парикмахерского дела на Руси было придание стрижке наибольшей практичности. Длинные волосы не должны были препятствовать обзору охотника или воина, и не мешать бортнику или рыбаку во время их промысла. Однако издревле считалось что короткая стрижка лишает представителя сильной половины человечества его внутренней силы. В то же время ниспадающие на плечи также не имели особой популярности, а их носитель мог быть отнесен к категории маргиналов — людей, стремящихся отойди от исконно русских традиций и поэтому способных предать свою родину.

Если более внимательно провести экскурс в историю мужских славянских причесок, то можно увидеть отличие в стрижках южных и северных славян.

И здесь мода также определялась практичностью. Жители Новгорода, Рязани и Владимира предпочитали носить уличённые прически «под горшок», дополняемые бородой. Это в основанном было вызвано суровой зимой, что делало использование естественной растительности как дополнительного фактора, предотвращающего обморожения лица. В тоже время оселедец жителей Запорожской Сечи, вкупе с усами и отсутствием бороды, позволяли легче переносить летнюю жару.

Практичность и удобство мужских причесок северных славян дополнялась различными парикмахерскими аксессуарами, простейшим из которых был налобный ремешок. Именно его применение предотвращало падение волос на глаза, облегчая работу кузнеца, плотника, хлебопашца.

У воинов длинные волосы предотвращали натирание боевым шлемом или кольчужной шапкой кожи головы. Если учитывать непрерывность войн на Руси начиная от битвы на реке Калке и заканчивая Смутным Временем, то нетрудно понять, что удлинённые волосы славянской прически играли и унитарную роль.

При этом не нужно считать, что длинные волосы славян находились в беспорядке или имели неопрятный вид.

Для славян баня – неизменный атрибут, отношение к которому носило если не полурелигиозный, во всяком случае мистический характер. Именно в бане чаще всего прятался домовой, а еженедельная банная помывка считается до сих пор исконно славянской традицией.

Из древних времен в сегодняшнюю практику ухода за волосами вошло их мытье простоквашей, сывороткой, яичным желтком или хлебным квасным изваром.

Если сравнить с культурой ухода за волосами англичан, то и здесь можно увидеть различие в способах их мытья. Вплоть до начала XX века в Англии было принято сначала мыть в специальном тазике руки, а затем переходить к мытью физиономии и волос. Такого понятие как окатывание себя водой из ведра в Западной Европе не существовало.

Не стоит думать, что в древности и в более, более поздние времена у славянства наиболее популярен был парикмахерский стиль прически «под горшок».

На иконах и древних миниатюрах можно увидеть славянские мужские прически с элисообразным подстриганием контура волос. Кроме того, длинные пряди слегка завивались наружу. Следует помнить, что мода на разнообразные парики пришла в Россию во времена петровские реформ, а в повседневном буту парики широко распространились в среде офицерства в период правления Петра III и Павла I.

Но всегда интересовалась историей. И ей очень интересно узнать, какие прически носили воины в древности.

Ответить на этот вопрос достаточно сложно, поскольку ни кожа, ни волосы не сохраняются в земле надолго. Иногда удается обнаружить их остатки, но для этого они должны были — к примеру — соприкасаться с металлом. Однако такие случаи очень редки, поэтому информацию о прическах мы будем ловить не в могилах, а на изображениях или в текстах летописей или хроник.

Начнем с глубин — то есть с Древнего Рима.

Длинные волосы и борода — вот какой стиль предпочитали патриции в то время, когда Рим был Республикой. Затем, под занавес Республики бороды стали сбривать, а волосы на голове стричь как можно короче.

Затем началась эпоха солдатских императоров. Это были воины, которые становились во главе Рима с помощью верных им легионов. И хотя мыслили они по-солдатски, но бороды в моду снова вернули. Затем бороды опять стали брить — и уже на развалинах Западного Рима, когда его величие сосредоточилось в Византии, бритье снова стало модным.

Ну а во времена Крестовых походов бритье стало уделом дворцовых евнухов. Как говориться, сбривали подчистую…

Темные века

Кстати, о дымящихся развалинах Великого Рима. Победившие Империю Вечного города варвары были представителями самых разных племен.

Готы коротко стригли все волосы на голове кроме челки. Интересно, что мода на такую прическу перешла в Византию, где стала неимоверно популярна при дворе императора.

В 1998 году автор этих строк встречал такие «готские» прически в доблестной российской армии. Напрмер, младший сержант М. отрастил чуб неимоверной длины и прятал его под кепку-«афганку», тогда как затылок и «баки» были подстрижены под три милиметра.

Франки вывели формулу «чем длиннее волос, тем выше статус». Королей из не зря называют «длинноволосыми». Даже приняв христианство, франки продолжали считать, что в волосах содержится та сила, которая дарит их обладателям все самое полезное — здоровье, удачу, силу.

Словом, полное согласие с ветхозаветной историей про силача Самсона, который потерял всю свою мощь после того, как жена отрезала ему во сне длинные волосы. Видимо поэтому франки остались при своем мнении о волосах. Всякий раз, когда франки низлагали своего очередного короля, они в первую очередь обривали его наголо.

Скандинавия

Поскольку Скандинавия находилась на самом краю Европы, то мода на длинные волосы и бороды там задержалась надолго. Саги часто рассказывают про длинные ухоженные волосы в качестве признака богатого и знатного скандинава.

К примеру, мы рассказывали про конунга Харальда Косматого, который поклялся не стричься, пока не достигнет поставленной цели. Мы писали о нем и его цели в статье . Правитель оказался весьма целеустремленный.

Подобный случай, только из куда более поздних времен, был воспет «Чижом и компанией» в песне «Партизанская борода». И, кстати, он имеет под собой реальные корни.

Знакомьтесь: Григорий Иванович Пэнэжко. Герой Советского Союза — его танк уничтожил одном бою пять немецких «Тигров», причем три — после того, как немцы решили, что «тридцать четверка» и ее экипаж мертвы. В результате 31-я танковая бригада смогла выйти из окружения.

Когда началась Великая Отечественная, он зарекся бриться до полного разгрома Германии, и очень скоро стал обладателем огромной бороды. Только 24 июня, после парада Победы, он сбрил ее и раздал друзьям на сувениры.

Прическа князя Святослава Игоревича

Вот уж где больная тема, отлично подходящая для споров. Есть описание греческого историка Льва Диакона, который так описал внешность князя Святослава Игоревича: «(…) Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода».

Картинку византиец не приложил, и что подразумевалось под клоком волос неясно. Теперь это порождает массу версий. Одни говорят — это волосы на выбритой макушке, так называемый «оселедец», другие — это клок волос сбоку головы, над ухом.

Третьи выдвигают не менее интересную версию. Дескать, вся дружина, в том числе и Святослав Игоревич, побрила головы перед походом. А поскольку длинные волосы были признаком его знатного рода, то князь оставил клок от старой прически.

Нечто подобное встречается на блюде, сделанном болгарскими мастерами. Вот оно:

Однако, прическа князя Святослава Игоревича — это прическа князя Святослава Игоревича. Его тезка, Святослав Ярославич, предпочитал другой имидж.

Вот миниатюра XI века, украшающая одну из самых древних русских книг — Изборник Святослава.

Как мы видим, князь Святослав Ярославич и его сыновья, а так же его племянник Ярополк изображены достаточно коротко стриженными.

Прическа князя Ярополка Изяславича

А вот — миниатюра тех же самых времен из Трирской псалтыри, которую еще называют «Кодекс Гертруды» . На ней мы видим Великого Князя Киевского Изяслава Ярославича, внука Ярослава Мудрого. Очень похоже, что князь стрижен «под горшок».

Прическа князя Всеволода Большое Гнездо

Северный фасад Дмитриевского собора в городе Владимир украшает барельеф. На нем изображен князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо.

Прозванье прилепилось к нему благодаря большому числу детей. Он (десятый сын Юрия Долгорукого) был отцом восьмерых сыновей и папочкой четырех дочерей. Сыновья (правда не все)изображены на барельефе вокруг отца. Назовем их поименно.

  • Константин «Добрый», первый князь новообразованного Ростовского княжества,
  • Юрий — основатель Нижнего Новгорода,
  • Ярослав — отец Александра Невского,
  • Святослав — уничтоживший болгаркий город Ошель в 1220 году
  • Глеб.

Как видим, никто из них не носит ничего подобного прическе князя Святослава Игоревича. Более того, подобным образом уложенные волосы не покажутся экстремальным стилем и в наши дни, то есть спустя восемьсот лет.

А теперь перенесемся на Запад.

Прически европейских воинов XI-XII веков

Для примера берем знаменитый Ковер из Байо. На нем изображено противоборство англосаксов и нормандских воинов.

Нормандцы в основном бреют лицо, хотя пара воинов носят усы. А вот прически весьма колоритные — они брили головы до затылка и по бокам. Впрочем, эта мода не просуществовала долго.

Англосаксы, наоборот, носили длинные усы. И раз речь про усы, пора вернуться на Русь-матушку, но в более позднее время.

Прически новгородцев XIV-XV веков

На резных панелях из собора святого Николая в городе Штральзунде изображены новгородские охотники с длинными косами. Резьба датируется 1400 годом или около того.

Это одно из самых необычных изображений русских людей того времени. Действительно ли так ходили по Новгороду или это фантазия автора – до конца так и неясно.

Но очень к месту вспоминается описание путешественника Жильбера де Ланнуа, который посетил Новгороде около 1415 года, примерно в тоже время, в какое были изготовлены приведенные выше панели. Так вот. Де Ланнуа пишет, что в Новгороде женщины носят две косы, а мужчины – одну.

А вот фрагмент известной иконы «Молящиеся новгородцы», на которой мы видим новгородских бояр:

Здесь более привычное нам изображение новгородских горожан: все как полагается и бороды без фанатизма.

Самая универсальная прическа

Ну а самая универсальная, вневременная прическа встречается на одной из миниатюр Радзивилловской летописи. Посмотрите на воина слева. Он абсолютно лысый!

Вот на этой позитивной ноте мы заканчиваем сегодняшнюю статью и идем в парикмахерскую…

Источники:

  • Материалы «Тоже Форума»
  • Констебл Д. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. М., 1994. С. 165-181.
  • Фото из архива исторического клуба «Медвежий двор» (Уфа)
  • Фрагмент картины Николая Овечкина «Последний бой Святослава»