У джеймс понятие самооценка. Формула здоровой самооценки. На что обратить внимание. Развитие самооценки в воспитании




Мало знать себе цену – нужно ещё и пользоваться спросом. Самомнение и самооценка – это разные вещи! Самооценка зависит от реального продвижения к постеленной цели, а самомнение – может быть накрученным и неадекватным.

Самое сложное в моей работе – это пересмотреть видео на YouTube с похожим названием. И мне становится ясно, почему многие люди не доверяют психологам. И кстати правильно делают.

В видео с самым большим количеством просмотров «психологи» рекомендуют заняться аффермациями. И больше всего меня потешило видео, где рекомендуется за одну секунду до оргазма произнести: Я достоин больших денег! И самое главное, - везде расставить маячки! Извините, но это – белая горячка!

Волшебные заклинания такого плана не работают! Вы просто потратите свою энергию на дуракаваляние!
Итак, запомните три фразы: самоуважение, позиция достоинства и реальные достижения! Вот что необходимо для поднятия самооценки.

Самоуважение даёт Вам право подняться над ситуацией и формирует позицию достоинства – морально-нравственное отношение к самому себе. Позиция достоинства – это стартовая площадка для поднятия самооценки. А аффермации – это сказки для взрослых людей, хотите, верьте! Итак, начнём по существу!

Самооценка – это оценивание своих реальных достижений по отношению к тому, чего хотели бы получить или достичь!
И самое главное в самооценке – это адекватность, поскольку самооценка определяет уровень притязаний!

Поэтому, в психологии и существует формула самооценки, введённая Вильямом Джеймсом более ста лет тому назад. Формула отражает уровень самооценки через дробь, в числителе которой уровень достижений, в знаменателе уровень его притязаний. Притязания – это то, на что человек претендует, это его стремления. То есть, соотношение реальных достижений и того, к чему человек стремится.

Если уровень успеха (уровень достижений) высок (человек многого добился), то самооценка высокая. Но если человек на многое рассчитывал (высокий уровень притязаний), но добился меньше (низкий уровень достижений), то самооценка будет низкая.
В структуре самооценки существует два компонента: эмоциональная и интеллектуальная. Эмоциональная компонента это самоуважение - отношение к себе по отношению к желаемой цели. Когнитивной или интеллектуальной компонентой (знания о себе) будет мнение человека о своих способностях, не зависящее от реальных успехов.

Самооценка это самоуважение и эмоциональное отношение к самому себе. И человек оценивает себя, как ресурс, который может справиться с поставленными задачами. Я справляюсь – хороший ресурс, не справляюсь – плохой, низкая самооценка!

Самооценку, нельзя отделить от самоуважения, как от эмоции. Поскольку в формуле Симонова об эмоциях говорится, что эмоциональное состояние зависит от возможности удовлетворения потребности, то есть поставленной задачи. Чувствуется возможность – прилив сил. Поскольку одна из функций эмоций – энергетическая. Обеспечить энергией человека, для достижения поставленной цели!

Поэтому я и говорю, что если интеллектуальная (когнитивная) составляющая самооценки отрицательна, то есть человек осознаёт, что реально не реализовал поставленные задачи, а эмоциональная составляющая положительна (накрутить себя), то самоуважение будет искусственным и вскоре разобьётся об реальность!

Следовательно, уровень самоуважения можно повысить, либо повышая успех и реальные достижения (числитель дроби), либо снижая притязания – стремления получить что-либо (знаменатель).

Также самооценка бывает актуальной (то, что уже достигнуто) и потенциальной (то, на что человек способен). И здесь очень важно, чтобы человек ощущал, как он продвигается к поставленным целям и потенциально возможной самооценке. Очень важен фактор успеха! Поэтому цели и задачи должны быть реально достижимыми.

Самооценка бывает адекватной и неадекватно, т. е. соответствующей/несоответствующей реальным достижениям и потенциальным возможностям человека.

Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать причиной неврозов личности.

Таким образом, есть две возможности поднять самооценку: либо добиваться успеха, либо снизить притязания. Идеально, когда уровень достижений чуть ниже уровня притязаний, поскольку разница потенциалов, плюс ощущение своего влияния на реальные события повышает мотивацию достижения. В противном случае, если вы будете понижать свои требования к жизни (уровень притязаний), то возможно формирования мотивации избегания неудачи!

Те люди, которые придерживаясь подхода, что «все равно у них ничего не выйдет», просто понижают свою мотивацию к успеху. Тем самым лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает.

Функции самооценки – это регуляторная, на основе которой совершается выбор.
Например, лица с неадекватной самооценкой (завышенная или заниженная) будут ставить себе цели или слишком простые (чтобы наверняка справится) или слишком сложные (чтобы в случае неудачи сказать: ну тут бы мало, кто справился).
Защитная функция – сохранить стабильность в самоуважении, но может проявляться в раздражительности на критику, зависти и агрессии и обвинении других. И функция развития – Я могу, я достоин!

Главное в самооценке – это адекватность, то есть выбирать цель «по зубам». «Тренируйся на кошках».
Как повысить? Только через реальные достижения! Как дети: мама смотри я научился, смотри, как я могу! Только овладевая определённым навыком! И ощущения того, что вы продвигаетесь.

Успешный человек обладает независимой (общей) самооценкой и она не зависит от ситуации. Вчера дворянка, а сегодня официантка! Это независимая самооценка с определённым уровнем притязаний и сохранившимся чувством достоинства позволит вернуться на достойною позицию в обществе, поскольку не сломается чувство что – Я это достоин!

И, конечно же, для взрослого человека самооценка определяет его личностный статус, который является основой социального статуса.

Как повысить уверенность? И как себя полюбить?

1. Уверенность приобретается только через опыт, и говорить нужно о том, как убрать излишнюю тревожность!
2. Полюбит себя? Только через подтверждения своих результатов продвижения. Чего-то достигли – купили себе новое платье, сходили в косметический кабинет и так далее. Но если вы смотрите в зеркало и говорите себе, какая Вы красивая, и что многого достойны, но заходите в продуктовый магазин и покупаете дешёвые сосиски, то о какой самооценке может идти речь?
3. Перестаньте сравнивать себя с другими.
4. Самокритика – может быть родительскими голосами.
5. Только реальные достижения, реально достижимые, ограничивающие во времени цели.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я" – идеальное и "Я" реальное. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмена. Оценки от 1 до 20 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за их ранги. Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:

п – число предложенных качеств личности (п=20);

d – разность номеров рангов.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале подсчитать на бланке, в специально отведенной колонке, разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждое полученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d), суммируют и сумму (Sd2) вносят в формулу.

Если количество качеств равно 20, то формула имеет упрощенный вид:

Коэффициент ранговой корреляции (г) может находиться в интервале от –1 до +1. Если полученный коэффициент не менее -0,37 и не более +0,37 (при р = 0,05), то это указывает на слабую незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и своих реальных качествах. Такой показатель может быть вызван несоблюдением испытуемым инструкции. Но если инструкция выполнялась, то малая связь означает нечеткое и недифференцированное представление человеком своего идеального "Я" и "Я" реального.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 – свидетельство наличия значимой положительной связи между "Я" – идеальным и "Я" – реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при R от +0,39 до-И), 89, тенденции к завышению. Но, значения от+0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от –0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между "Я"-идеальным" и "Я"-реальным". Он отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его представлению, на самом деле. Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к – 1, тем больше степень несоответствия.

Второй вариант исследования

Второй вариант исследования самооценки основан на способе выбора. Материалом является список слов, характеризующих отдельные качества личности. Этот вариант исследования также состоит из двух серий.

Первая серия

Задача первой серии: определить список и количество эталонных качеств желаемого и нежелаемого образа – Я. Испытуемого просят просмотреть слова из списка и, выбрав, составить два ряда. В один ряд нужно записать слова, обозначающие те качества личности, которые относятся к субъективному идеалу, то есть составляют "положительное" множество, а в другой ряд – те качества, которые нежелательны, то есть составляют "отрицательное" множество.

Инструкция испытуемому: "Посмотрите внимательно на список предложенных слов, характеризующих личность. В левом столбике на листе бумаги запишите те качества, которые Вы хотели бы у себя иметь, а в правый – те, которые не хотели бы у себя иметь. Качества, смысл которых Вам непонятен или которые Вы не можете отнести ни в один, ни в другой столбик, никуда не пишите. Не думайте о том, есть ли данное качество у Вас или нет, важно только одно: хотите его иметь или нет".

Вторая серия

Задача второй серии: определить набор качеств личности испытуемого, которые, по его мнению, ему присущи, среди выбранных эталонных качеств "положительного" и "отрицательного" множества.

Инструкция испытуемому: "Просмотрите внимательно слова, записанные Вами в левый и в правый столбик и отметьте крестиком или галочкой те качества, которые, по Вашему мнению, Вам присущи".

Список качеств, характеризующих личность

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие,медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получение коэффициентов самооценки по "положительному" (СО+) и "отрицательному" (СО-) множествам. Для подсчета каждого из коэффициентов количество качеств в столбике, определенных испытуемым как присущих ему (М), делят на все количество качеств в данном столбике (Н). Формулы для подсчета коэффициентов выглядят следующим образом

М+ М- СО+ = –– ; СО– = –– ; где Н+ Н-

М+ и М- – количество качеств в "положительном" и "отрицательном" множествах, соответственно, отмеченных испытуемым, как присущие ему; Н+ и Н- – количество эталонных качеств, т.е. количество слов правого и левого столбика соответственно.

Уровень и адекватность самооценки определяют на основании полученных коэффициентов с помощью таблицы.

Уровень самооценки

неадекватная, завышенная

адекватная с тенденцией к завышению

адекватная

адекватная с тенденцией к занижению

неадекватная, заниженная

Определяя уровень самооценки и ее адекватность, важно учитывать не только величину полученного коэффициента, но и количество качеств, составляющих то или иное множество (Н+ и Н-). Чем меньше качеств, тем примитивнее соответствующий эталон. Кроме того, уровень самооценки по "положительному" и "отрицательному" множеству у некоторых испытуемых может не совпадать. Это требует специального анализа и может быть вызвано защитными механизмами личности.

Анализ результатов

В двух предложенных вариантах исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я" идеальным и "Я" реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако, независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер, при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе с объективными основаниями этих представлений. Так, например, неадекватность в оценивании своего внешнего вида может быть вызвана, с одной стороны, ориентацией человека на внешние стандарты, оценки и искаженным представлением об этих оценках или незнанием их, с другой стороны.

Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных или желаемых представлений о себе. Адекватную самооценку с тенденцией к завышению можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

Выводы об адекватности и уровне самооценки будут надежными, если результаты совпадают по двум вариантам методики или подтверждаются наблюдением.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я". Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку, даже если идеальный образ не отличается объемом и когнитивной сложностью. Если же человек рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией оценок и социальных реакций других людей, а также с позицией, выбираемой человеком в системе общественных и межличностных отношений. Адекватная самооценка способствует достижению внутренней согласованности.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотивацией и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Внутренняя противоречивость и искаженность представления о себе могут порождать у человека страдания, чувство вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Для гармонизации системы самоотношения существуют методы психологической коррекции и развития, одним из которых является социально-психологический тренинг.

В современной психологии слово «самооценка» — один из самых популярных терминов. Мы знаем о том, что самооценка должна быть адекватной, что низкая самооценка это плохо и т.д.

Если разобраться в сути этого слова, самооценка это, по-другому, «оценка себя». Но что мы имеем в виду, когда говорим о самооценке? И что такое завышенная и заниженная самооценка?

Формула самооценки

Вообще, понятие «самооценка» родилось около 100 лет назад, когда известный психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки:

Что означает эта формула? Самооценка это отношение уровня достижений к уровню притязаний человека.

Эта формула означает, что самооценка человека зависит от 2 вещей: от того, чего мы добились, и от того, чего бы мы хотели добиться.
Если мы добиваемся больше, чем ожидаем, у нас должна быть высокая самооценка. Если мы ожидаем от жизни больше, чем добиваемся, мы страдаем от низкой самооценки. По крайней мере, так должно быть согласно формуле самооценки.

Но есть вещи, которые не вписываются в эту стройную и логичную формулу. Например, такие понятия, как завышенная и заниженная самооценка.

Завышенная самооценка

Логичный вопрос — а как же завышенная самооценка? Неужели она появляется на основании многочисленных достижений и минимальных ожиданий (судя по формуле)? К сожалению, нет.

Понятие завышенной самооценки — явление, которое не подчиняется этой формуле. Слово «завышенная» означает преувеличенная, а значит — неадекватная.

Очевидно, что завышенная самооценка появляется у людей вовсе не из-за большого количества достижений.

Люди с завышенной самооценкой это обычно «жертвы воспитания», когда родители учат ребенка ценить себя «на вес золота» независимо от того, чего он достиг. И это, конечно, не совсем правильно. Почему?

Потому что завышенная самооценка мешает человеку адекватно видеть свои достижения и оценивать себя объективно. Это вызывает проблемы как в работе, так и в общении с окружающими.

Заниженная самооценка

Еще одно понятие, которое не подчиняется формуле самооценки — заниженная самооценка. Это более печальное явление, чем завышенная самооценка. Почему?

Потому что люди с завышенным самомнением живут в «приятном неведении». Это нельзя назвать правильным, но завышенная самооценка защищает многих людей от депрессии и приступов тревожности.

Что не так в случае с заниженной самооценкой?

Когда у человека заниженная самооценка, его мнение о себе гораздо ниже объективной оценки. Часто люди с заниженной самооценкой склонны к излишнему «самокопанию» и «самобичеванию» без повода. Им часто кажется, что их достижений все еще недостаточно, чтобы высоко себя ценить.

К сожалению, люди с заниженной самооценкой, со всеми своими достоинствами и достижениями, не ценят себя объективно.
Обычно, причины заниженной самооценки кроются в воспитании, когда родители не учат ребенка ценить свои достижения и гордиться ими. В результате, человек себя не ценит по достоинству, даже когда для этого есть все причины.

Скромность или низкая самооценка?

Многие люди путают заниженную самооценку со скромностью. В чем разница? Скромный человек может иметь как высокую самооценку, так и низкую. Скромный человек просто «не кричит» о своих достижениях, но он может гордиться ими и обладать адекватной, а не заниженной самооценкой.

Близким к понятию стереотипа является понятие имиджа. Имидж – это образ или представление, которое методом ассоциации наделяет объект дополнительными ценностями (не присущими объекту в действительности). Имидж имеет социальную значимость для тех людей, которые воспринимают данный объект.

40. Определение социального характера.

Социальный характер- совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе людей и явл.продуктом общего развития. Это ядра структуры характера, свойственные большинству представителей данной культуры(в противовес индивид.характеру).

41. Виды социального характера.

Социальный характер- совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе людей и явл.продуктом общего развития. Виды социального характера: 1) конформный тип(принимает культуру и цели общества); 2) новаторские(принимает только цели); 3) изолированный тип(отходит от целей и средств); 4) мятежник(пребывает в нерешительности относительно целей и средств или выступает против).

42 типы личностей по Юнгу

Основ.личность- группа психических и поведенческих характеристик(склонности, представления, способы связи с др.личности субъекта). Эти характеристики делают индивида максимально восприимчивым к культуре и идеологии. А также позволяют ему достигать удовлетво­ренности и устойчивости в рамках существующего порядка. Типы личности по Юнгу: 1) эмоциональный тип- ориентируется на личное прошлое; 2) мыслительный тип- в основном мужчины, ориентируются на историческое прошлое; 3) ощущающий тип- воспринимает настоящее во всей полноте, невнимателен к прошлому; 4) интуитивный тип- настоящее и прошлое мало значимо, устремлен к горизонту. Также существует типология, опирающаяся на теорию Локус контроля: по 2м характеристика: 1) экстер­налы- люди, ориентированные на везение и шанс; 2) интерналы- люди ориентированные на навык и мастерство. Восприятие мира возможно 4 способами: 1) ч/з эмоции; 2) ч/з мышление; 3) ч/з ощущение; 4) ч/з интуицию.

43 Социальная компетентность интеллект

Рассмотрим 2 понятия: 1) социальная компетентность- система знаний о соц.действительности и собст.личности. это система сложных соц.умений и навыков, система сценариев поведения в типичной социальных ситуациях. Социальная компетентность позволяет адекватно адапти­роваться и принимать осознанные решения. 2) социальный интелект- глобальная способность человека, которая возникает на базе комплекса интеллектуальных, личност­ных, коммуникативных и поведенческих черт. С его помощью: 1.интерпритируется информация и поведение; 2.прогнозируется развитие межличностных ситуаций. Конечная цель социального интеллекта- достижение гармонии с собой и окружающей природой, это средство познания окружающей действительности. А продуктом познания социальной действительности является социаль­ная компетентность.

44. Общая характеристика самореализации.

Самореализация- это осуществление индивидуальных и личностных возможностей «я» по средством собственных усилий, а также посредством со деятельности с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех свойств человека, которые поддерживаются обществом. Вместе с тем, человек яв-ся таким каким он сам себя сделает. Т.о.самореализация- это атрибут самого сущест­вования человека. Человек способен сознавать свою ценность, способен возвыситься над обстоятельствами, способен учитывать реальную ситуацию и отдаленные последствия. Критерий самореализации отражает: 1) удовлетворенность общества личностью, 2) удовлетворен­ность личности соц.условиями. самореализация отражает и определяет жизненные пути личности. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека. Условием успешной самореализации яв-ся динамическое функциональное единство. В нем образ мира и образ «я» уравновешены. Это адекватное понимание своего места в мире и адекватное исполнение социальных умений.

45 Самоуважение. Формула самоуважения

Самоуважение- это центральное звено и центральный мотив «я концепции». «я концепция»- это устойчивое внутренне согласованное и непротиворечивое зафиксиро­ванное в словесных определениях представления человека о самом себе. Самоуважение- это обобщенная характери­стика, которая складывается в раннем детстве, поэтому ее сложно изменить в зрелом возрасте. Психологическая формула самоуважения В.Джеймс: самоуважение= успех / уровень притязательности. Самоуважение опр-ет адекват­ность человека в окружающем мире. Низкое самоуважение влечет за собой склонность к самообману, боязнь правды, высокое развитие многих психологических форм развития. Низкое самоуважение может скрываться за подчеркнутой самоуверенностью и бравадой. Адекватность самооценки и самоуважения зависит от воспитания в раннем детстве. Если ребенок воспитывается как родительская собствен­ность, то у него появляется чувство мало ценности. У таких детей часто формируется психология самобичева­ния, постоянный психический дискомфорт, комплексы, боязнь ошибок, отсутствует спонтанность, человек бежит от своих проблем и трудностей, по суте дела он бежит от самого себя и играет в прятки сам с собой. Такие люди требуют о своих друзей и близких постоянное доказатель­ство любви и понимания. Как правилу в конце они приходят к острому переживанию одиночества и неизбеж­ности формирования психических форм защиты. Термин защитные механизм предложил З.Фрейд в 1926г. защита- это необходимое условие сохранения стабильности личностной структуры. В широком смысле слова психо­лог-я защита это сознательный или бессознательный способ с помощью которого личность защищается от воздействия, которое грозит напряженностью и ведет к дезинтеграции личности. Функции псих.защиты:1) уничтожение страха; 2) сохранение самооценки. Если мы имеем дело с устойчивыми и сложными способами психологической защиты, то это наз-ся комплексом. Комплекс- это всегда эмоционально окрашенная совокуп­ность черт. Как правило возникает на почве разочарования и несчастий. Наиболее известный комплекс неполноценно­сти- это переживание своей ущербности, часто мнимой, например комплекс маленького роста, старой девы, полноты, провинциальности.

46 Сила я.

Важным моментам является понятие силы я введенное З.Фрейдом. Сила «я» – это мера личной свободы от чувства вины, от тревоги, от посности мышления и поведения(ригидность)- это способность человека к самореализации и самоорганизации, это псих.выносливость и чувсва собственного достоинства. А также большой социальный потенциал существует 7 индикаторов силы я: 1.толерантность- это устойчивость или терпимость к внешним угрозам и психологическому дискомфорту; 2.свобода от паники; 3. Борьба с чувстом вины; 4.способность к эффективному подавлению непри­емлемых импульсов; 5.равновесие ригидности и податли­вости; 6.контроль и планирование; 7.адекватное самоува­жение.

47 Лидерский потенциал

«Наш широкий внешний обзор фактов, наблюдаемых в жизни нашей личности, был бы неполон, если бы мы не выяснили вопроса о соперничестве и столкновениях между отдельными сторонами нашей личности. Наша физическая природа ограничивает наш выбор одними из многочисленных представляющихся нам и желаемых нами благ, тот же факт наблюдается и в данной области явлений.

Если бы только было возможно, то уж, конечно, никто из нас не отказался бы быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым человеком, великим силачом, богачом, имеющим миллионный годовой доход, остряком, бонвиваном, покорителем дамских сердец и в то же время философом, филантропом, государственным деятелем, военачальником, исследователем Африки, модным поэтом и святым человеком.

Но это решительно невозможно.

Деятельность миллионера не мирится с идеалом святого; филантроп и бонвиван - понятия несовместимые; душа философа не уживается с душой сердцееда в одной телесной оболочке. Внешним образом такие различные характеры как будто и в самом деле совместимы в одном человеке. Но стоит действительно развить одно из свойств характера, чтобы оно тотчас же заглушило другие. Человек должен тщательно рассмотреть различные стороны своей личности, чтобы искать спасения в развитии глубочайшей, сильнейшей стороны своего Я. Все другие стороны нашего Я призрачны, только одна из них имеет реальное основание в нашем характере, и потому её развитие обеспечено. Неудачи в развитии этой стороны нашего характера суть действительные неудачи, вызывающие стыд, а успех - настоящий успех, приносящий нам истинную радость.

Нам отсюда становится понятным парадоксальный рассказ о человеке, пристыженном до смерти тем, что он оказался не первым, а вторым в свете боксёром или гребцом. Что он в силах побороть любого человека на свете, кроме одного - это для него ничего не значит. Пока он не одолеет первого в состязании, ничто не принимается им в расчёт. Он в своих собственных глазах как бы не существует. Тщедушный человек, которого всякий может побить, не огорчается своей физической немощью, ибо он давно оставил всякие попытки к развитию этой стороны своей личности. Без попыток не может быть неудачи, без неудачи не может быть позора. Таким образом, наше довольство собой в жизни обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначим.

Оно определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания:

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а борьбе не предвидится исхода.

Человек, понявший, что в его ничтожестве в известном отношении не остается для других никаких сомнений, чувствует какое-то странное сердечное облегчение.

Как приятно бывает иногда отказаться от притязаний казаться молодым и стройным! Слава Богу, говорим мы в таких случаях, эти иллюзии миновали!

Всякое расширение нашего Я составляют лишнее бремя и лишнее притязание. Рассказывают про некоего господина, который в последнюю американскую войну потерял всё свое состояние до последнего цента; сделавшись нищим, он буквально валялся в грязи, но уверял, что отродясь ещё не чувствовал себя более счастливым и свободным.

Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. «Приравняй твои притязания нулю, - говорит Карлэйль , - и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь, собственно говоря, начинается только с момента отречения».

Ни угрозы, ни пререкательства не могут оказать действия на человека, если они не затрагивают одной из возможных в будущем или действительных сторон его личности. Вообще говоря, только воздействием на эту личность мы можем «завладеть» чужой волей.

Поэтому важнейшая забота монархов, дипломатов и вообще всех стремящихся к власти и влиянию заключается в том, чтобы найти у их жертвы сильнейший принцип самоуважения и сделать воздействие на него своей конечной целью. Но если человек отказался от всего, что зависит от воли другого, и перестал смотреть на все это, как на части своей личности, то мы становимся почти совершенно бессильными влиять на него.

Стоическое правило счастья заключается в том, чтобы мы наперёд считали себя лишенными всего того, что зависит не от нашей воли, - тогда удары судьбы станут для нас нечувствительными . Эпиктет советует нам сделать нашу личность неуязвимой, суживая её содержание, но в то же время укрепляя её устойчивость: «Я должен умереть - хорошо, но должен ли я умирать, непременно жалуясь на свою судьбу? Я буду открыто говорить правду, и, если тиран скажет: «За твои речи ты достоин смерти», я отвечу ему: «Говорил ли я тебе когда-нибудь, что я бессмертен? Ты будешь делать своё дело, а я своё; твое дело - казнить, а моё - умирать бесстрашно; твое дело - изгонять, а моё - бестрепетно удаляться».

В своё время, в своем месте эта стоическая точка зрения могла быть достаточно полезной и героической, но надо признаться, что она возможна только при постоянной наклонности души к развитию узких и несимпатичных черт характера. Стоик действует путём самоограничения. Если я стоик, то блага, какие я мог бы себе присвоить, перестают быть моими благами, и во мне является наклонность вообще отрицать за ними значение каких бы то ни было благ. Этот способ оказывать поддержку своему Я путём отречения, отказа от благ весьма обычен среди лиц, которых в других отношениях никак нельзя назвать стоиками. Все узкие люди ограничивают свою личность, отделяют от нее все то, что не составляет у них прочного владения. Они смотрят с холодным пренебрежением, если не с настоящей ненавистью, на людей, непохожих на них или не поддающихся их влиянию, хотя бы эти люди обладали великими достоинствами.

Экспансивные люди действуют, наоборот, путем расширения своей личности и приобщения к ней других. Границы их личности часто бывают довольно неопределенны, но зато богатство её содержания с избытком вознаграждает их за это. «Пусть презирают мою скромную личность, пусть обращаются со мной, как с собакой; пока есть душа в моем теле, я не буду их отвергать. Они - такие же реальности, как и я. Всё, что в них есть действительно хорошего - пусть будет достоянием моей личности». Великодушие этих экспансивных натур иногда бывает поистине трогательно. Такие лица способны испытывать своеобразное тонкое чувство восхищения при мысли, что, несмотря на болезнь, непривлекательную внешность, плохие условия жизни, несмотря на общее к ним пренебрежение, они всё-таки составляют неотделимую часть этого мира бодрых людей, имеют товарищескую долю в силе ломовых лошадей, в счастье юности, в мудрости мудрых и не лишены некоторого участия в пользовании богатствами Вандербильдов и даже самих Гогенцоллернов. Таким образом, то суживаясь, то расширяясь, наше эмпирическое Я пытается утвердиться во внешнем мире. Тот, кто может воскликнуть вместе с Марком Аврелием : «О, Вселенная! Всё, чего ты желаешь, того и я желаю!», имеет личность, из которой удалено до последней черты всё ограничивающее, суживающее содержание личности, - содержание его личности всеобъемлюще».

Уильям Джеймс, Основание психологии, цитируется по: Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., «Аст»; «Астрель», 2009 г., с. 19-21.